Братья, выступавшие за сборную Украины, работают тренерами в Барнауле
Братья, получившие футбольное образование в донецком "Шахтере" и выступавшие за юношескую и молодежную сборные Украины, работают тренерами в барнаульской футбольной школе "Темп".
В футбольной изоляции
"Бросить все и уехать к морю..." - эта фраза и желание знакомы каждому, кто хоть раз в жизни задумывался о смене места жительства. С тех пор как Крым оказался в составе России, эта мечта стала явью для многих жителей Сибири. Однако существуют и обратные примеры. Герои нашего материала поочередно переехали из Крыма в Барнаул, где ныне тренируют юных футболистов.
Фамилия Цвык - довольно известная в крымских спортивных кругах. Отец Евгения и Максима сегодня работает детским тренером в селе Раздольном на северо-западе полуострова. Братья получили футбольное образование в академии донецкого "Шахтера", выступали за сборную Украины по своему возрасту. Младший Максим в 2011 году завоевал "золото" в первенстве страны (до 17 лет) в составе "Шахтера", став лучшим бомбардиром. Он выступал за дубль донецкого клуба, мечтал о попадании в основной состав. Но все надежды рухнули в мае 2014 года, когда на Донецк обрушились первые авиаудары, ставшие началом боевых действий на востоке Украины.
"Стало страшно, в городе начали строить блокпосты, - вспоминает Максим. - Я собрал сумку и железной дорогой вернулся домой, в Крым, хотя некоторые пути уже были перекрыты".
Антироссийская политика не обошла стороной и старшего брата. Евгений выступал три года за дубль харьковского "Металлиста". Незадолго до нападения ВСУ на Донбасс он вернулся из расположения сборной Украины U-20 в Харьков, где на одной из тренировок ему и еще одному выходцу из Крыма сказали: "Маркевич (тренер. - Прим. "АП") дал указание крымских отправить домой".
"Вообще-то, у нас были контракты и от нас просто так не могли избавиться, - рассказывает Евгений. - Но пригрозили, что если останемся, то будем только тренироваться, а на поле больше не выйдем. Через агента уладили этот вопрос, нас отпустили. Поехал домой, где стал выступать за крымские команды".
Какое-то время братья даже поиграли в одной команде, представляя интересы села Источного в открытом чемпионате Крыма. Уровень этого турнира явно не удовлетворял спортивные амбиции воспитанников "Шахтера". Пережив череду травм, Евгений устроился на завод, но вскоре понял, что монотонная работа у станка ему в тягость. Поэтому попробовал работать детским тренером в Раздольном, где отец отдал ему одну из своих групп.
Младший из футбольной династии отправился искать счастья на другой черноморский курорт - в Сочи, где хотел продолжить карьеру в одноименном клубе, выступавшем в то время во второй лиге зоны "Юг". На тренировках Максим понравился тренеру, но ему опять не повезло - УЕФА запретил крымским командам участвовать в чемпионате России, а футболисты с полуострова получили легионерский статус, несмотря на наличие российских паспортов. Руководство сочинского клуба вынуждено было отказать в работе квалифицированному игроку из-за регламента, который не разрешает участвовать иностранцам в первенстве ПФЛ. Максим выступал за любительскую команду Адлера, но получил серьезную травму, из-за чего был вынужден повесить бутсы на гвоздь.
В хорошем "Темпе"
Как же наши герои оказались на Алтае, спросите вы? Все просто! Шерше ля фам. В Сочи Максим познакомился с будущей женой из Барнаула. Молодожены пробовали наладить быт в Крыму, но вскоре решили переехать на малую родину супруги.
"Каких-то долгих решений, ехать или не ехать, не было, - говорит Максим. - В Крыму сейчас нет стабильности, переходный период. Найти работу с нормальной зарплатой очень сложно".
Конечно, первая зима в Сибири шокировала молодого крымчанина. Оно и понятно, ведь за всю свою жизнь он впервые столкнулся с таким обилием снега и сорокаградусными морозами. Вскоре Максим познакомился с Олегом Киушкиным (директор ДЮСШ "Темп". - Прим. "АП"), который предложил ему тренировать детей в новой школе. Туда же пригласил и старшего брата, прилетевшего в Барнаул вместе женой и годовалым сыном минувшей весной.
"Утром сплю, брат звонит: "Есть возможность поработать, давай собирайся", - улыбается Евгений. - С женой посидели, пару часов подумали, все-таки дорога не близкая. В итоге желание иметь стабильную работу и делиться своими знаниями перевесило. Здесь действительно шикарные условия для тренировок: поле, манеж, раздевалки, инвентарь".
Как отмечают братья, перед руководством и тренерским коллективом стоит задача возродить на базе футбольного манежа "Темп" одноименную школу, распавшуюся в 1994 году. Впрочем, как отмечает Евгений Цвык, работа с мячом - не самое главное. "Важно, чтобы дети выходили из школы в первую очередь хорошими людьми", - говорит он.