Новости и события » Общество » Предгорья Алтая. Зачем люди переезжают жить в Колывань

Предгорья Алтая. Зачем люди переезжают жить в Колывань

Предгорья Алтая. Зачем люди переезжают жить в Колывань

Курьинскому району дважды повезло. Райцентру стать родиной Михаила Калашникова - раз. Колывани - матушкой "Царицы ваз" и центром камнерезного искусства - два. И тем не менее если сравнивать Курью и Колывань, то общей тенденции - оттоку сельского населения - Колывань подвержена меньше. А все потому, что желающих жить здесь по-прежнему хватает.

"Весна наступает в три дня"

Для многих знакомство с селом, где работал первый на Алтае сереброплавильный завод, начинается не только с камнерезных цехов и озера Белого, но и с гостеприимной усадьбы Тамары и Павла Шишовых, открывших музей под открытым небом. В нем утварь и инструменты начала прошлого века развешаны по стенам хозпостроек напротив дома. Хозяева не отпускают никого со двора не попоив ароматным чаем из свежих трав и не попотчевав медком с собственной пасеки, которую и вывозить никуда не надо: ста с лишним пчелосемействам хватает цветов и простора в округе и так.

Сорок с лишним лет, как приехали Шишовы сюда из Казахстана. Павел Васильевич вначале один, на разведку. Сегодня вспоминает, как дело было ранней весной: грузовик, на котором он добирался до Колывани, завяз в грязи недалеко от Усть-Таловки (это следующее после Курьи село на пути в Колывань) и он добирался дальше пешком почти три десятка километров. Пришел ночью, а утром, выйдя на крыльцо дома родственников, здешних жителей, застыл в изумлении.

"Голубой пихтач вокруг, и в селе, и каймой по взгорьям - в округе... Лес светлый, свежий, в воздухе бодрящая какая-то влага, остро пахнущая зеленью... Много я леса видел, в том числе и на Севере когда работал, - он там мрачный, с гнусом и мошкой тучами. А здесь - комфорт! Дивился и потом: весна наступает враз как-то, за три дня сходит снег и шпарит солнцем и свежестью такой, что не надышаться", - вспоминает сегодня Павел Васильевич.

Он в ту поездку без раздумий решил перевезти сюда свою семью. А Тамара Васильевна, жена, рассказывает свою часть истории: "Я, конечно, туда же по жизни, куда супруг. Выходила-то замуж за того, за кем следовать и не сомневаться можно было. А тут приехали - германская колясочка с трехмесячным ребенком с асфальтированных дорог военного городка да по проселочным с грязью. Я - в слезы. Корову завели - доить не умею. По улицам пройтись боюсь - волков, медведей повстречать здесь совсем не выдумка. Да что там - соседки ухохатывались, что я даже слова "пряслы" не знаю!"

Иван-чай местного разлива

Насчет работы в Колывани нормально. Главные потенциальные работодатели, по которым все так или иначе ходят по кругу: лесхоз, камнерезный, социалка. Но даже и сейчас, когда не так широко развернута из-за уменьшившегося объема заказов работа двух основных предприятий, люди находят свое дело. Вокруг туризма и подсобного хозяйства главным образом. Туристы Колывань любят: кроме потрясающих красот и походов на горы Синюху и Очаровательную, озеро Моховое, месторождения и шахты два полноценных и очень хорошо оборудованных музея, примечательных с точки зрения экспонатов: камнерезного дела и лесного хозяйства.

Те же Шишовы - яркий пример, что без работы остаться здесь невозможно. "Еще в 90-х, когда было туго с зарплатой, мы ушли с официальной работы. Я - с егерей, Тамара - из учительства, - рассказывает Павел Васильевич. - Я до этого успел и в лесхозе, и на камнерезном потрудиться. Занялись своим хозяйством - коров развели, пасеку, кроликов... Потом научились чаи на россыпь из трав делать. Увидев качество, появился серьезный заказчик".

То, что с пасекой возни много, всякий знает, кто мало-мало знаком с этим делом. Зато за хорошим, вызревшим медом к Шишовым всегда очередь стоит. Но что с чаями столько хлопот - я первый раз от супругов слушала. Заготовить вовремя, собрать правильно (15 сантиметров от цветка и каждую травку в свое время). Потом - вяление, ферментация, сушка, купажирование... Особо идет нарасхват иван-чай: считается, что он очень полезный. Пару пакетиков разноцветной духмяной заварки а-ля Шишовы и я прикупила. Дома открыла, чтобы пересыпать в заварник, - и вот он, аромат цветущего предгорья. А вкус напитка - ммммм!

"Люди здесь особые"

Шишовы же перетянули из Казахстана 7 лет назад в Колывань семью Куликовых. Владимир Петрович - военный пенсионер, рассказал мне, что до этого объездил немало мест в Новосибирской и Томской областях: "А в Колывань приехал - все, мое. 7 мая сам первый раз побывал, а 7 июня уже семью привез "на смотрины". Так и остались. Живем хозяйством своим, тому, кто хочет работать, в Колывани всегда занятие найдется".

Заместитель главы местной сельской администрации Лариса Устинова знает всех жителей, что называется, как свои пять пальцев. Более трех десятков лет назад молоденькой выпускницей библиотечного факультета Алтайского колледжа культуры приехала сюда на практику. Встретила свою любовь - и не только в лице коренного колыванца, Олега Устинова, но и самого поселка. "Многие едут сюда красоты посмотреть да так и остаются. А к именитым гостям мы и вовсе привыкли, относимся уже спокойно. Нина Усатова вот приезжала, Джон Уоррен, Юрий Синкевич, Лидия Федосеева-Шукшина с Марией, Илона Броневицкая... Андрей Дударенко, актер, тот, что играл в "Холодном лете пятьдесят третьего...", здесь живет вместе с братом", - говорит Лариса Устинова.

Дома в Колывани не слишком дешевы, а все участки, что ближе к озеру, вообще на вес золота. Кемеровчанка Надежда Самойленко купила маленький домик на две комнаты с русской печкой без водопровода за 250 тысяч рублей. Зато на берегу заводского пруда. "Я до 3 класса жила в Змеиногорске, потом родители увезли нас ближе к родне в Кемерово. И, уже будучи взрослой, я, посещая родные места, первый раз побывала в Колывани. Сказать, что я влюбилась, - не сказать ничего. Просто заболела этим местом. И мой восьмилетний сын, который приехал на все лето теперь уже в наш дом, сказал: "Мама, давай быстрее уговаривать папу здесь жить!" Так ему понравилось. Простор, горы, лес, а главное - открытость людей вокруг". Ольга Панина, директор Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае, хорошо известна не в районе даже - в крае. Она знает об истории Колывани больше многих потомственных местных. А сама - приезжая. Правда, тоже живет здесь не один десяток лет - так прикипела к этим улочкам, истории рудознатцев. Люди здесь особые, говорит Ольга Панина. Чувствуется интеллигентность, воспитанность, больше присущая горожанину. Может, в этом еще секрет притягательности здешних мест? Колывань почти в первозданном виде сохранила облик города-завода XVIII века. Глухое село на границе степи и гор, где все дороги ведут к 200-летним корпусам камнерезной фабрики. И практически со всех точек, далеко за границей села, почти от самой Курьи видна гора Синюха, к которой идут паломники не только со всей страны - из-за границы. Походить по территории завода, сфотографироваться у большого водного колеса на пруду, возле верстового столба с указателями "Лондон", "Чикаго", "Париж" - мест, куда отправлялись на выставки изделия колыванских камнерезов... Каждый мечтает прикоснуться к великой истории и неповторимой природной красоте, а еще - людям, которые любят Колывань по-настоящему, всем сердцем.

(фото автора)


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх