В деле о ТС «Холидей» компании больше не рискуют остаться банкротами
В деле о банкротстве торговой сети (ТС) "Холидей" более 40 компаний из Алтайского края больше не рискуют остаться банкротами. Состоялось заседание суда кассационной инстанции, результатом которого стало признание, что все финансовые операции поставщики ретейлера производили в рамках обычной хозяйственной деятельности. В итоге кассация отказала в удовлетворении иска о возврате законно полученных средств в конкурсную массу.
Нашли лазейку
История началась еще в 2018 году. Тогда ретейлер из Новосибирска перестал оплачивать получаемый от поставщиков товар. Прекратить поставки компании не могли, это стало бы нарушением заключенного с "Холидеем" договора, что влечет за собой немалый штраф. Через арбитражный суд часть выплат все-таки удалось получить, но спустя месяц ТС заявляет о начале процедуры банкротства и юрист требует вернуть деньги. Суммы требований начинались с полумиллиона и доходили до 30 миллионов рублей.
Такими средствами обладает не каждая компания, а полученные от банкрота выплаты поставщики уже направили на зарплаты и налоги. Если бы иск о возврате был удовлетворен, то под угрозой закрытия оказалось бы свыше 100 товаропроизводителей со всей Сибири. В этом случае общая сумма ущерба превысила бы шесть миллиардов рублей, а СФО мог не досчитаться более десяти тысяч рабочих мест.
Еще большее негодование вызывало то, что попутно с процедурой банкротства ретейлер развивал новую сеть - "Фермер-центр. рф" и уже открыл около 50 магазинов по всей Сибири.
- Сумма долга торговой сети составляет порядка 15 миллиардов рублей, и, забрав у нас честно заработанное, банкрот существенно сократит свои потери, - высказывался о ситуации генеральный директор торгового дома "Алтан" Валерий Покорняк на одном из проводимых круглых столов.
Последняя инстанция
Волну недоумения спровоцировал тот факт, что все действия проходили в правовом поле. Поэтому суд первой инстанции систематично удовлетворял иски конкурсного управляющего. Поставщики проигрывали дело за делом и, чтобы не остаться у разбитого корыта, решили объединить усилия, выработать общую стратегию.
Юристы поставщиков поняли, что в суде им необходимо доказывать добросовестность своих клиентов, что те работали с "Холидеем" системно, что торговая сеть сотрудничала со всеми компаниями идентично и организации получали выплаты в рамках текущей деятельности. Необходимо было доказать, что компании получили деньги именно за свой товар, а это ни в коей мере не нарушает преимущественное право других кредиторов, которые претендуют на часть средств из конкурсной массы.
- Одно из решений первой инстанции нами было успешно обжаловано 27 мая. Кассация встала на нашу сторону, что подтвердило правомерность позиции, которой сейчас придерживается арбитражный суд. Учитывая единообразие подхода, в дальнейшем суд не будет удовлетворять иски о возврате, - сообщила руководитель Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Новосибирского отделения общественной организации "Опора России" Наталья Пинигина.
Общими усилиями удалось подтвердить, что должник не оказывал предпочтения поставщикам, когда оплачивал товар с просрочкой. Поэтому все сделки признаны законными. Но согласится ли с этим конкурсный управляющий?
- Мы не устаем ему повторять, что пора уже осмыслить свои действия. Сейчас на апелляции, кассации и прочее тратятся немалые деньги, которые можно вернуть конкурсным кредиторам. Средства впустую разбазариваются по юридическим фирмам, хотя очевидно, что правовая позиция на нашей стороне и другой позиции уже не будет. Даже суд понял, что наши оппоненты манипулируют законом. Мы призываем их к благоразумию и деловой этике. Единственным достойным шагом был бы отказ от предъявленных исков. А иначе это не конкурсный управляющий, а конкурсный растратчик, - подчеркивает Пинигина.
Работа продолжится
Но не все поставщики могут выдохнуть с облегчением. Некоторых из них обвиняют в том, что они незаконно использовали торговую марку "Холидей", хотя производить товары под брендом торговой сети их попросил сам ретейлер. Предприниматели из Омска и Барнаула уже проиграли несколько судов, повезло лишь коммерсанту из Новосибирска.
- Нам удалось получить одно отказное решение. Теперь мы поменяем стратегию защиты в отношении ранее проигравших. Необходимо отталкиваться от полученного решения, чтобы на него можно было ссылаться как на практику. Но здесь о победе говорить пока рано, - пояснила Наталья Пинигина.
История показала, что законодательство о банкротстве несовершенно, что в нем есть лазейки. На их исключение будет направлена дальнейшая работа юристов. Уже был подготовлен ряд инициатив, они переданы на рассмотрение в профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации.
- Важно, чтобы нормы были сформулированы более четко, - считает юрист. - Никто из заинтересованных сторон не должен иметь возможности манипулировать добросовестными поставщиками. Мы думаем, что банкротство ретейлера необходимо рассматривать отдельно, потому что оно отличается от банкротства другого субъекта. Оно сопряжено с массой нюансов, которые не заложены в законе. Это необходимо изменить.
На основе кейса, когда около 800 поставщиков со всей страны пытались обобрать, прикрывшись банкротством, были разработаны конкретные предложения.
Одним из таких стало внесение изменений в статью, где прописано, что сделка, совершенная за месяц до начала процедуры банкротства, может признаваться недействительной. По мнению специалистов, это нарушает все принципы прозрачности и заниматься бизнесом на таких условиях очень рискованно. "Необходимо отменять лишь те соглашения, которые были заключены после признания должника банкротом", - уверена Пинигина. Также, по ее мнению, нужно дать точное определение понятию "хозяйственная деятельность".
Еще одно предложение - выработать механизм оповещения о появлении у компании признаков неплатежеспособности, это увеличит надежность всех деловых отношений. "Если закон нас обязывает аккуратно работать с должником, то партнерам нужно о его задолженности как-то узнать", - добавила руководитель Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов. Все предложенные меры не позволят повториться несправедливости вновь.