Почему в Алтайском крае высокие по сибирским меркам тарифы на электроэнергию
В Алтайском крае высокие по сибирским меркам тарифы на электроэнергию. Чтобы понять, почему так сложилось и какие шаги предпринимают региональные власти для изменения ситуации, мы поговорили с начальником Управления Алтайского края по госрегулированию цен и тарифов Александром Катновым.
Без сбытовиков не обойтись
- Александр Анатольевич, давайте вначале разберемся в структуре цены киловатт-часа.
- Структура выглядит примерно так: 35% - это затраты, по которым электроэнергия приобретается на оптовом рынке (генерация), 53% приходится не транспортировку электроэнергии от электростанции до потребителя, 11,5% - стоимость услуг сбытовых компаний и 0,5% - инфраструктурные платежи, связанные с расчетом за услуги системного оператора - организации, которая осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы.
- Мне не очень понятно, чем занимаются сбытовые компании. Куплей-продажей?
- То, что эта услуга во время реформы электроэнергетики была выделена в самостоятельный вид бизнеса, до сих пор у некоторых вызывает непонимание, но эта работа по приобретению электроэнергии и сбору платы с потребителей имеет большое значение. Являясь гарантирующими поставщиками, сбытовики покупают электроэнергию на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ). Покупка электрической энергии по минимальным ценам - одна из главных целей данных компаний. И алтайские сбытовики эффективны на этом направлении.
- Почему определенный завод самостоятельно не может покупать электроэнергию на ОРЭМ?
- Крупные потребители имеют право это делать, но работа на ОРЭМ имеет свою специфику, и не всегда потребителю целесообразно использовать такой вариант. Содержать для этого штат квалифицированных специалистов - удовольствие недешевое.
Меньше, чем ожидали
- После перехода электроэнергетики на эталонные тарифы весной вы прогнозировали повышение стоимости киловатт-часа на 15%. Такая же прибавка ожидалась после внедрения интеллектуальных систем учета и оплаты потребителями резервной мощности. Какого роста тарифов все-таки стоит ждать промышленным потребителям?
- Метод эталонов сейчас внедрен у гарантирующих поставщиков. Чтобы ограничить аппетиты сбытовиков, ФАС России определила для них эталонную стоимость обслуживания одного потребителя. Проведенный органом регулирования анализ показал, что в Алтайском крае сбытовики благодаря эффективной работе тратят на одного потребителя даже меньше, чем в среднем по стране.
Алтайские сбытовики не изъявляют желания увеличивать действующие тарифы до уровня, рассчитанного методом эталонов. Они понимают, что при росте тарифа либо снижается объем потребления, либо увеличиваются хищения электроэнергии, либо ухудшается платежеспособность. Поэтому наши гарантирующие поставщики просят внести изменения в законодательство, предоставляющие им право применять сбытовую надбавку ниже утвержденной органом регулирования. Действующий метод эталонов не позволяет им этого делать и создает дискриминационные условия на рынке по сравнению с независимыми поставщиками, которые не регулируются в этой части государством и могут устанавливать любую, а значит, более низкую сбытовую надбавку и забирать себе крупных покупателей.
В ближайшее время метод эталонов будет использоваться для регулирования не только гарантирующих поставщиков, но и территориальных сетевых организаций (ТСО), которые обеспечивают транспортировку электроэнергии. Фактическая стоимость услуг ТСО Алтайского края тоже оказалась ниже уровня эталонных затрат. При этом последний вариант расчета эталонных затрат ТСО, предложенный ФАС России, дает меньший прирост тарифа, чем предлагалось ранее. В текущем варианте прогнозируется рост конечного тарифа порядка 3 - 5%. Также ФАС России готова рассмотреть возможность постепенного (в течение трех лет) перехода на новый метод регулирования, чтобы нивелировать резкий рост тарифов.
- Как обстоят дела с внедрением интеллектуальных счетчиков?
- Наверное, это самый больной вопрос. Заложенная в Федеральном законе № 522-ФЗ идея правильная, нацеленная на снижение потерь электроэнергии и оптимизацию затрат ТСО, но для Алтайского края выполнение этого нормативного акта в действующей конструкции убыточно. Предварительные расчеты показывают, что ежегодные расходы на внедрение интеллектуальных приборов учета (1,4 млрд рублей) не покрываются ожидаемым эффектом от оптимизации расходов (0,9 млрд рублей).
Алтайские ТСО научились эффективно работать в части профилактики хищений электроэнергии, максимально приблизившись к нормативному (технологическому) уровню потерь.
Сейчас в Минэнерго активно обсуждаются детали реализации этого закона, которые могут сделать этот проект экономически эффективным.
- Насколько я знаю, приборы, способные сами передавать показания, уже устанавливают на территории края.
- Да, уже несколько лет, но их монтаж ведется только там, где выявлены большие потери. В этом случае использование интеллектуальных приборов учета экономически обосновано, а срок их окупаемости не выше трех лет.
- Как решается вопрос по неиспользованию резервируемой мощности?
- Коротко скажу о проблемах с резервированием мощности. Если в рамках технологического присоединения ТСО построила для потребителя подстанцию, а он не использует полностью заявленную мощность, то именно этот потребитель должен будет оплачивать содержание зарезервированных мощностей. Это логично, так как затраты на содержание подстанции необходимо оплачивать в полном объеме, даже если заявленная мощность не задействована полностью.
На днях Минэнерго России выложило на сайт regulation.gov.ru проект закона о введении платы за резервирование, но только для потребителей, использующих мощность выше 670 кВт. Большинство предприятий края не относится к этой категории, поэтому нововведения их не коснутся.
- Если суммировать все нововведения, насколько могут вырасти тарифы в следующем году?
- Ожидается рост от 3 до 5%.
В особый перечень
- Читал, что в России серьезно изношены электрические сети. Какая ситуация в Алтайском крае?
- Уже в течение многих лет износ сетей сохраняется на уровне 60 - 70%. Тот объем инвестиций, которые наши сетевые компании вкладывают в модернизацию и строительство ЛЭП, подстанций, позволяет не увеличивать процент износа, но и не дает возможности его снижать, повышая эффективность электросетевого комплекса.
- Можно ли снизить стоимость киловатт-часа в России или хотя бы затормозить его рост?
- Когда мы обсуждаем эту тему в профессиональном сообществе, я часто слышу аргумент, что у нас не такой уж высокий тариф. Но я категорически против сравнения стоимости электроэнергии в абсолютных цифрах. Надо соотносить их с доходами жителей региона. Пусть киловатт-час будет стоить и 5 рублей, но при этом уровень заработной платы жителей Алтайского края должен быть значительно выше.
- То есть вы предлагаете работодателям повышать зарплату, а заниматься снижением тарифов не собираетесь?
- Здесь корректно было бы разделить эти вопросы: Правительство Алтайского края проводит активную работу по повышению уровня доходов жителей края, а орган регулирования осуществляет тарифную политику, в основе которой лежит принцип соблюдения баланса интересов поставщиков и потребителей. Это понимают и участники рынка. Яркий пример тому - гарантирующие поставщики, которые раньше требовали повышения уровня своих доходов, а сейчас они готовы оптимизировать свою деятельность, чтобы не потерять потребителя, не сократить объем реализуемой электроэнергии, повысить собираемость.
На федеральном уровне нами заявлено несколько мероприятий, направленных на то, чтобы снизить стоимость электроэнергии. Например, перевести Алтайский край в число регионов, для которых цена киловатт-часа на ОРЭМ определяется не рыночно, а по регулируемому договору. Согласно этому механизму стоимость электроэнергии будет установлена ниже той, которая складывается на ОРЭМ в ходе торгов. Я убежден, что Алтайский край имеет все основания для включения в этот перечень, так как особенности географического положения и климатических условий региона влияют на стоимость жизни, которая здесь выше, чем в Центральной России. Считаю, что мы должны работать над тем, чтобы сохранять и развивать Сибирь. Предоставление, к примеру, таких льготных условий - это один из способов.