Новости и события » Общество » Первой женщиной-космонавтом могла стать жительница Алтая, но ее не пустил муж

Первой женщиной-космонавтом могла стать жительница Алтая, но ее не пустил муж

Первой женщиной-космонавтом могла стать жительница Алтая, но ее не пустил муж

Первой женщиной-космонавтом вполне могла стать не Валентина Терешкова, а наша землячка Галина Зорина. Осенью 1961 года ее пригласили в Центр подготовки космонавтов, но она туда так и не попала - из-за обстоятельства, обидного для нее до сих пор.

Летать!

Летчик 1-го класса Зорина живет сейчас в Новомихайловке, недалеко от барнаульского Международного аэропорта. Каждый раз, когда заходит на посадку или взлетает самолет, не может отвести взгляда от прекрасной машины, что спорит с земным притяжением. И чувствует в такие минуты то же, что и в детстве, когда маленькая Галя застывала, раскинув руки навстречу свободному ветру: так казалось, что она летит вместе с ним. Однажды над их селом низко-низко пролетел самолет. Это был агитационный полет. "Все в Осоавиахим!" - призывал плакат на борту. За ним бежали сошедшие с ума от радости мальчишки. А Галя от восторга перед чудо-птицей словно онемела. Когда машина исчезла в голубой дали, она сказала своей сестре, стоявшей рядом: "Вот увидишь, я стану летчицей". Было на тот момент нашей героине семь лет от роду.

Она так и выросла с этой мечтой - летать, летать. Это все, чего она хотела в жизни. И, окончив школу в своем родном Ельцовском районе, уехала в Барнаул. Ее приняли на станкостроительный завод, на патронное производство в 21-й цех, а попутно девушка сразу же записалась в Барнаульский аэроклуб.

- Зимой 1960 года мы зубрили и сдавали теорию. Мне не исполнилось еще восемнадцати лет, поэтому поначалу меня взяли только на планер. На самолет, первый мой пилотажный Як-18, перевели в 61-м. Всего же за свою летную практику я освоила одиннадцать типов машин и была единственной на тот момент в отряде женщиной-летчицей. В моих группах почему-то всегда больше было курсантов, чем у инструкторов-мужчин. Уже после того, как перестала летать, наши пилоты во время традиционных встреч отряда в августе, на день рождения аэроклуба, рассказывали, что были влюблены в меня. Я это чувствовала, конечно, они все относились ко мне как к сестре, опекали, - вспоминает Галина Александровна, женщина, научившая летать около двухсот курсантов. До 1970 года аэроклуб находился в ведении Министерства обороны и база его в Шахах была настоящим лагерем с домиками, собственной столовой и прочей положенной аэродромной инфраструктурой.

Телеграмма Каманина

Свой первый полет девушка совершила ранней весной 1961 года. Самолет взлетал и садился на лыжах. Три круга над аэродромом. Три круга абсолютного счастья и упоения: мечта сбылась. Галя летает, летает, как птица! Сопровождал ее инструктор Василий Григорьев, а потом уже она сама инструктировала его сына Александра. Он в свою очередь стал начлетом набора, в котором летал Николай Радостев, заслуженный тренер по высшему пилотажу, мастер спорта, судья международной категории. А Галина Александровна переучивала его на на новые типы самолетов после того, как пришла пора Николая Устиновича уйти из военной авиации. Вот такие переплетения судеб, конечно же, не случайные.

- Галина Александровна, какие люди становятся летчиками?

- Те, кто очень любит небо, грезит им. Для которых скорость - это жизнь. Так говорили мне мои инструкторы, а затем и я уже своим курсантам - многие из них были связаны с военной авиацией.

12 апреля 1961 года в отряде был обычный летный день. А над барнаульскими летчиками, где-то на высоте 300 километров, уже рассекал космическую глубину первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Услышав эту новость, Галина со всех ног бросилась писать ему письмо. Конечно, было оно по-девичьи эмоциональным, восторженным, с припиской в конце: "Верю, что и женщины полетят в космос".

Исторический факт. После полета Гагарина главный конструктор Королев стал продвигать идею отправить на околоземную орбиту женщину. Стартовал женский набор в отряд космонавтов. Галина попала в самый мейнстрим, можно сказать. У многих претенденток не было такого опыта летной работы, как у нее. В итоге отобрали всего пять девушек (одна из них - Валентина Терешкова). Фамилии Зориной в этом списке не было.

Ее письмо до Гагарина дошло, но об этом она узнала лишь спустя два года. За это время успела побывать в Москве на курсах переподготовки, освоить новые Z-326 и Як-18Б и стала уже забывать о том, что когда-то писала космонавту № 1.

А в 1963-м муж показал ей телеграмму за подписью командира Центра подготовки космонавтов Николая Каманина - она пришла в барнаульский авиаотряд осенью 61-го. В ней четко и ясно было написано: "Откомандировать спортсменку-летчицу Зорину Галину Александровну". Выяснилось, что начальник аэроклуба Петр Кононов просто положил этот вызов под сукно, даже не показав девушке. К вящей радости ее супруга Валерия Зубкова, тоже инструктора. Он признавал: Галина - настоящий ас. Но при этом очень ревностно относился к успехам жены. Настолько, что попросил Кононова не пускать ее в космонавты.

- До сих пор не знаю, не понимаю мотивов Петра Ассекретовича. Может, он не хотел меня отпускать или не желал, чтобы имя Барнаульского аэроклуба узнал весь мир. Думаю, это был чистой воды мужской шовинизм. Очень тогда обижена была и на него, и на мужа. Плакала, злилась и телеграмму в сердцах порвала. Уже позже подумала, что это всего лишь бумажка и надо было заново попытать счастья. Да что уж теперь, в космос я так и не полетела. Да и настоящего брака у нас с супругом так и не получилось, к слову.

Выбор

По словам женщины, это была не единственная попытка Валерия Зубкова приземлить Галину, любившую небо больше мужа. Как-то она во время полетов застудила ноги и тяжело заболела ангиной. Валерий Александрович в разговоре с врачом аэроклуба настаивал на негодности жены к летной работе. И ее отправили в Новосибирский окружной военный госпиталь № 333 на освидетельствование с диагнозом, который для летчика означал только одно - списание. Но Зориной повезло. Госпитальный врач, очень грамотный и по-хорошему дотошный, не согласился с вердиктом алтайских коллег и вылечил летчицу. Да так, что она с тех пор знать не знает, что такое ангина. Окончила в Калуге летную школу инструкторов и допустила за все годы работы лишь одну аварию, да и ту по технической причине. Однажды в небе над Штабкой у ее Яка заглох двигатель. Садиться пришлось прямо на кукурузное поле. Набежали колхозники, срочно приехал и председатель колхоза. Кричал, грозился оштрафовать аэроклуб. Но прилетели летчики на Ан-2 и с ремонтом помогли, и все спорные вопросы с местным населением решили.

- Я до 1975 года летала, 21 год стажа летной работы. А потом у сына Андрея родились мальчишки-погодки, Роман и Антон. И я поняла, что мое место отныне рядом с внуками. Сейчас это уже взрослые парни, очень грамотные инженеры-технари, способные космический корабль собрать, - даже в бабушкиной своей гордости Галина Александровна не может отойти от любимых своих категорий.

Проводив нас, летчица 1-го класса Зорина еще долго стояла, всматриваясь ввысь, в крохотный серебристый крестик самолета, за которым тянулся длинный инверсионный след. В небо, которое всегда было ее домом.

Факт

Кандидаток в первый женский отряд было тысячи, из них выбрали всего пять: Валентину Пономареву, Ирину Соловьеву, Валентину Терешкову, Татьяну Кузнецову и Жанну Еркину. Это были простые девушки с "земными" профессиями - Кто-то работал учителем, кто-то - медиком, а Терешкова - ткачихой. Галина Зорина - одна из немногих претенденток, которая обладала летными навыками.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх