Союз российских пивоваров решил бороться с демпингом
Союз российских пивоваров решил бороться с демпингом со стороны крупных транснациональных компаний и тех, кто занижает стоимость своей продукции, уходя от налогообложения. Для этого он предлагает правительству простой рецепт - установить минимальную розничную цену, ниже которой пиво не может стоить. На прошлой неделе Союз российских пивоваров (СРП) обратился с этой просьбой к министру финансов РФ Антону Силуанову.
Трое несогласных
СРП уже больше 20 лет. В него входит около 100 основных игроков рынка, в том числе Барнаульский и Бочкаревский пивзаводы. Генеральный директор последнего Вадим Смагин рассказал "АП", что на заседании союза, которое проходило 11 февраля в Москве, был заслушан отчет по итогам 2019 года. Также участники форума подняли вопрос о необходимости введения в стране минимальной цены на пиво. Во время его обсуждения выявились серьезные разногласия с тремя корпорациями, которые контролируют большую часть российского рынка. Это "Пивоваренная компания "Балтика", "Объединенные пивоварни Хейнекен" и АО "АБ ИнБев Эфес". Их представители после жарких споров покинули общее собрание. Основная причина разногласий заключалась в позиции по установлению минимальной розничной цены на пиво как одного из механизмов борьбы с нелегальным оборотом этой продукции, а также по вопросам технического регулирования и акцизной политики.
По словам Вадима Смагина, который присутствовал на собрании, свое несогласие они аргументировали примерно так: "Если союз пивоваров выступает за введение минимальной розничной цены, то мы покидаем этот союз, потому что это нарушает основы рыночной конкуренции".
На собрании присутствовали представители 67 членов союза. В итоге после некоторых дискуссий большинство проголосовало за введение минимальной розничной цены.
После чего три крупнейшие компании заявили о выходе из союза.
Демпинг
"Последние годы со стороны этих транснациональных компаний идет жесточайший демпинг на пивную продукцию. Доходит до того, что цена пива в сетевых магазинах опускается ниже газированной воды. Если бы такое случилось где-нибудь на Западе, к которому апеллировали наши оппоненты, то там соответствующая служба сразу бы открыла расследование и наказала тех, кто занимается демпингом", - считает гендиректор Бочкаревского пивоваренного завода.
По мнению директора по стратегическому развитию и управлению Барнаульского пивоваренного завода Александра Локтева, стремление к демпингу со стороны лидеров рынка вызвано тем, что они не могут конкурировать иначе.
"Транснациональные компании проигрывают конкуренцию региональным производителям, которые используют классические технологии. Потребители, видимо, это ценят, покупая наше, а не то, которое может храниться по году и более. Крупным компаниям остается только неоправданно снижать цены, а демпинг рушит весь рынок", - объяснил топ-менеджер БПЗ.
Гендиректор Волчихинского пивоваренного завода Виктор Скачков согласен, что занижение цен и нелегальное пиво приводят к деформации рынка и сокращению на нем доли добросовестных производителей и налогоплательщиков. Так, за последние пять лет объем производства пива на ВПЗ заметно сократился. В таких условиях компании трудно развиваться, брать кредиты.
В чем логика
Казалось бы, зачем крупным игрокам рынка снижать цену на свою продукцию и тем самым терять прибыль? Но оказывается, логика есть. Акции этих компаний торгуются на международных биржах. А стоимость ценных бумаг зависит не столько от прибыли компании, сколько от ее капитализации, которая определяется долей рынка.
Транснациональные компании, как правило, зарегистрированы в офшорных зонах, поэтому у них есть большие возможности для оптимизации налогообложения в РФ. Плюс они могут для завоевания российского рынка использовать ресурсы своих подразделений из других стран. Это позволяет опускать цены и в условиях снижения покупательской способности удерживать и даже увеличивать свою долю рынка. Когда на нем останется три действующих лица, то дальше дело техники договориться между собой о ценовой политике.
В таких условиях российским заводам все сложнее работать в правовом поле, считает Вадим Смагин.
Серые
С другой стороны, на рынке присутствуют серые производители. Пивзаводы производительностью до 300 тысяч декалитров в год освобождены от регистрации в системе ЕГАИС. И их продукция не учитывается государством. Это позволяет некоторым уклоняться от уплаты акцизов, тем самым минимизировать свои затраты и устанавливать низкие цены.
Как правило, свое разливное пиво такие предприниматели спокойно продают в несетевых магазинах. "И в Алтайском крае, и Сибири в целом эта практика весьма развита, а вот в южных регионах страны так просто процветает", - утверждает Вадим Смагин.
Виктор Скачков также обращает внимание на продукцию малых предприятий, которые варят так называемое крафтовое пиво. "Я не против их рационализаторских идей или новых сортов. Но они могут за счет ухода от акцизов и других преимуществ продавать более дешевую продукцию, - считает руководитель Волчихинского пивзавода. - В барах можно встретить пиво за 45-55 рублей. Это ненормально низкая стоимость. На меня могут обрушиться за эти слова с критикой, но проверок по ценообразованию контролирующие органы давно не делают".
Несоложеное
Снижать затраты можно и за счет более дешевого сырья. Сегодня технологический регламент ЕАЭС "О безопасности алкогольной продукции" разрешает использование до 20% несоложеных продуктов (риса, ячменя, крахмальной патоки, мальтозы). Чтобы снизить себестоимость, некоторые производители, в том числе члены "Большой тройки", добиваются принятия новых техрегламента и ГОСТа на пиво, которые предусматривают до 50% использование более дешевого несоложеного сырья и заменителей солода.
"Это ведет к ухудшению вкусового профиля пива, его натуральности, - считает Вадим Смагин. - Не случайно в Германии еще в
XV веке запретили делать пиво из чего-либо, кроме солода, воды, хмеля и дрожжей. И большинство членов союза пивоваров России против увеличения доли несоложеных продуктов в пиве".
Не цена, а бренд
Опрошенные "АП" участники рынка считают, что многие проблемы можно решить установлением минимальной розничной цены (МРЦ). Алтайские пивовары последние три года говорят об этом, обращаясь к губернатору и депутатам Госдумы и Федерального собрания. "Я лично писал письмо депутату Госдумы по нашему округу Виктору Зобневу с просьбой поддержать нормальные заводы, чтобы конкурировать качеством, а не ценой", - вспоминает Виктор Скачков. - Россия - единственная страна, где пиво считается алкогольной продукцией. Но почему-то на него не распространяется правило Росрегулирования устанавливать МРЦ, как это делается в отношении крепких спиртных напитков и вина".
Вадим Смагин говорит, что Союз российских пивоваров продвигает две идеи: скорейшее введение минимальной розничной цены и сохранение в технологическом регламенте нормы несоложеного сырья не более 20%.
"МРЦ позволит эффективно бороться с демпингом и нелегальными производителями. И потребители делали свой выбор не по цене, а глядя на бренд, которому доверяют, - говорит гендиректор Бочкаревского пивоваренного завода, - тем более сегодня имеющиеся мощности и российская специфика позволяют производить качественный ячменный солод и варить натуральное качественное пиво".
Почем литр?
Для потребителей стоимость напитка несколько вырастет, что, возможно, снизит на него спрос. "Пусть его будут пить меньше, но более качественное, - считает Вадим Смагин, - иначе удешевлением мы загоним продукт в такие рамки, что люди от него полностью отвернутся и перейдут на более крепкие напитки или суррогаты".
Сейчас производители обсуждают уровень МРЦ. В европейской части пока предлагают установить 80 рублей за литр, но алтайские пивовары считают, что и 75 рублей достаточно для работы без убытков.
Члены союза уверены, что со стороны Минфина не будет возражений в установлении МРЦ, так как увеличение цен приведет к росту налоговых поступлений в бюджет. В то же время это позволит всем компаниям с выгодой работать в правовом поле.