Алексей Шишкин: «У нас самая высокая нагрузка на судью среди всех кассационных судов в Российской Федерации»
Интервью с председателем Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Алексеем Шишкиным.
«НГК»: Алексей Дмитриевич, в октябре 2021 года исполнится два года с начала работы кассационных судов в России. Срок, конечно, небольшой, но первые выводы о целесообразности их введения уже можно сделать. Какой была главная задача, поставленная перед кассационными судами, и в какой мере за прошедшие два года, ее удалось достичь?
А. ШИШКИН: Кассационные суды общей юрисдикции образованы по экстерриториальному принципу. Главной задачей создания таких межрегиональных судебных округов стало рассмотрение дел по принципу сплошной кассации - с назначением судебного заседания суда кассационной инстанции без предварительного решения судьи о передаче кассационных жалобы, представления для их рассмотрения в судебном заседании.
Вячеслав Михайлович Лебедев, подводя итоги работы судов общей юрисдикции, отметил проделанный судами большой объем работы и увеличение по сравнению предыдущим годом процента удовлетворенных кассационных жалоб. Глава Верховного Суда Российской Федерации подчеркнул, что результаты статистических данных подтверждают целесообразность введения института сплошной кассации.
Для нас это высокая оценка работы со стороны высшего руководства. Несмотря на постоянный рост кассационных жалоб и возрастающую нагрузку судей, мы уделяем надлежащее внимание качеству отправления правосудия.
«НГК»: С какими непредвиденными трудностями пришлось столкнуться на практике Четвертому кассационному суду на стадии становления, и удалось ли их полностью преодолеть?
А. ШИШКИН: Трудности были и немало. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что первое время не было даже листа бумаги для издания приказа о вступлении в должность председателя суда. Кроме председателя, не было ни штата суда, ни судей, ни аппарата суда, не было специалистов, здание не было оборудовано для суда кассационной инстанции. Все создавалось
заново. На сегодняшний день такие проблемы успешно разрешены, ежедневно Четвертый кассационный суд выносит сотни процессуальных документов. Ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, также не помешали суду справиться с поставленной задачей по своевременному и качественному рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел.
«НГК»: Были ли за эти два года случаи увольнения судей из Вашего суда по профнепригодности? Насколько отличается работа судьи в кассационном суде от работы судьи в суде общей юрисдикции?
А. ШИШКИН: Нет, случаев увольнения судей по профнепригодности не было. В суды кассационных инстанций отобраны высококвалифицированные судьи, получившие рекомендацию Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, кандидатуры которых были рассмотрены на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий.
Работа в суде кассационной инстанции отличается от работы судьи в нижестоящей инстанции, что подтверждают сами судьи. Специфика кассационной инстанции заключается в проверке законности судебных актов судов в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах. Кассационный суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также переоценивать обстоятельства, установленные судами нижестоящих инстанций.
«НГК»: Рассматриваете ли Вы, Алексей Дмитриевич, судебные дела лично? Если «да», то что это за дела?
А. ШИШКИН: Да, я рассматриваю дела, относящиеся к категории дел, которые предполагают единоличное рассмотрение спора. Это связано с тем, что на меня как на председателя суда, возложены определенные функции по организации работы суда, требующие моего пребывания в командировках и участия в выездных совещаниях.
«НГК»: В каком из восьми судов, входящих в юрисдикцию Четвертого кассационного суда, самое большое количество отмененных решений по итогам этих двух лет, как это выглядит в процентном отношении, ведь субъекты разные по общему количеству принимаемых в год решений?
А. ШИШКИН: Информация об отмененных судебных актах находится в общем доступе, статистику отмен суды анализируют самостоятельно, проводят совещания в целях обеспечения единообразия судебной практики. Как верно отмечено, все субъекты разные, в среднем отмененные решения составляют 15%-18% по каждому региону.
«НГК»: Проводятся ли при Вашем участии совместные совещания с председателями судов общей юрисдикции в ЮФО, в Краснодарском крае в целях обмена мнениями, подведения итогов. Если «да», то какие пожелания по улучшению, синхронизации работы раздаются в Ваш адрес с мест?
А. ШИШКИН: Да, совещания, посвященные подведению итогов работы судов, входящих в кассационный округ Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проводятся ежегодно.
Кроме того, судебные коллегии Четвертого кассационного суда общей юрисдикции проводят совещания с судебными коллегиями судов кассационного округа по вопросам, возникающим у судей в связи с применением материального и процессуального права в режиме видео-конференц-связи.
Мы обращаемся к судам нижестоящих инстанций, особенно к мировым судебным участкам, в целях оперативного направления дел в наш адрес, поскольку часто граждане подают заявления об ускорении рассмотрения дела, не направленного в наш адрес судами первой инстанции.
По вопросам надлежащего оформления дел (материалов) судебной коллегией по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции были разработаны и направлены в краевые, областные и республиканские суды методические рекомендации по конкретным ситуациям кассационного производства. Целью данных методических рекомендаций является обеспечение правового и организационного единообразия при реализации уголовно-процессуальных норм.
«НГК»: Как складываются отношения Вашего суда с правоохранительными органами, представляющими интересы граждан, сторону обвинения в судах? Какие пожелания Вы могли бы адресовать им?
А. ШИШКИН: В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образованы отделы апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления и кассационного-надзорного управления и Главного уголовно-судебного управления с дислокацией в городе Краснодаре. Для оперативного рассмотрения дел в здании суда им предоставлено помещение с подключением к сети Интернет.
«НГК»: Какая нагрузка в месяц на судью Четвертого кассационного суда? Можно ли сравнить эту цифру с другими аналогичными судами РФ?
А. ШИШКИН: По статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в нашем кассационном округе отмечается самая высокая нагрузка на судью среди всех кассационных судов в Российской Федерации. Нагрузка в месяц на судей разных коллегий может разниться, но в среднем приходится около 100, а зачатую и более, дел.
«НГК»: Были ли за эти два года решения Европейского суда, «отменяющие» решения Вашего суда? И каков механизм предусмотрен в этой части?
А. ШИШКИН: Использование слова «отменяющие» весьма условно применительно к решениям Европейского суда. Европейский суд - это не четвертая инстанция, которая может пересмотреть решение национального суда. В полномочия Европейского суда входит только определение, нарушены или нет права заявителя. Речь идет только о правах, гарантированных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Процессуальным кодексом предусмотрен механизм реализации решений Европейского суда, принятого в пользу гражданина, в этом случае он может обратиться с заявлением в суд о пересмотре его дела по новым обстоятельствам. У нас таких не было.
«НГК»: Какие ограничения действуют в Вашем суде в настоящее время в связи с продолжающейся пандемией?
А. ШИШКИН: В нашем суде, как и на всей территории Краснодарского края, действуют мероприятия по предупреждению новой коронавирусной инфекции, обеспечению безопасных условий, а именно: не допускаются в здание суда участники процессов и работники суда с температурой свыше 37 градусов, в здании соблюдается социальная дистанция и др. Актуальная информация о работе суда в период действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Краснодарском крае и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции размещена на сайте суда.
«НГК»: Поступали ли в ходе прошедшей избирательной кампании в Государственную Думу жалобы в Ваш суд? Как было организовано их рассмотрение, и удавалось ли уложиться в сроки?
А. ШИШКИН: Рассмотрение кассационных жалоб (представлений) по административным делам, связанным с выборами депутатов Государственной Думы Российской Федерации, отнесено процессуальным законом к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, в связи с чем дела данной категории нашим судом не рассматривались.
Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав кассационного округа, проходили местные выборы. Кассационные жалобы (представления) по административным делам, касающимся данного уровня выборов, рассматривались Четвертым кассационным судом общей юрисдикции.
Особое внимание при рассмотрении указанной категории административных дел уделялось неукоснительному соблюдению сроков их рассмотрения, значительно сокращенных в силу требования закона.
18 и 19 сентября 2021 года в целях немедленного рассмотрения административных дел о защите избирательных прав в кассационном суде было организовано дежурство судей и аппарата суда коллегии по административным делам.
Четвертым кассационным судом в период прошедшей избирательной кампании рассмотрено 10 административных дел данной категории без нарушения процессуальных сроков.
«НГК»: Благодарю за открытость. Уверена, что Ваши ответы, Алексей Дмитриевич, помогут читателям «Новой газеты Кубани» постичь суть судебной реформы в России.