Новости и события » Общество » Время менять законы

Время менять законы

Время менять законы

По материалам всероссийской конференции «Обращение с медицинскими отходами».

В начале августа в онлайн-формате состоялась III конференция «Обращение с медицинскими отходами». Мероприятие проводилось ведущими экспертными компаниями отрасли. В конференции также участвовали представители Минприроды, эксперты-практики отрасли, ученые. Восемь часов докладов, вопросов-ответов, обсуждений и конкретных предложений по одной из самых сложных тем в области отходов - обращению с МО. На некоторых ключевых моментах мы остановимся подробнее в нашем специальном репортаже.

Переходный период для отрасли обращения с медицинскими отходами продолжается. Даже приставка такая в названии конференции была. И что самое интересное - период этот выпал на пандемию коронавируса, которая еще больше обострила вопрос необходимости конкретной доработки /а в какой-то мере и создания новой/ правовой базы обращения с МО. В общем-то, и онлайн-формат мероприятия стал вынужденной формой из-за третьей волны COVID-19 в нашей стране.

Менять, дорабатывать и создавать

Так уж вышло (по техническим и жизненным обстоятельствам), что первое слово для выступления досталось заместителю начальника отдела экологического менеджмента ФГБУ УралНИИ «Экология» Татьяне Сомовой с темой «Встраивание регулирования обращения с медотходами в общую систему обращения с отходами».

Обсуждение правовых норм, существующих (или отсутствующих) на данный момент в России стало одним из самых больших блоков в дискуссии и прошло красной нитью через всю повестку конференции.

- Обращение с медотходами осуществляется по требованиям нового СанПиНа, который вступил в силу 1 марта 2021 года, - отметила Татьяна Николаевна. - И в нем нет норм по транспортировке МО вне медучреждений. Он не предусматривает такого регулирования. А в ФЗ-89 («Об отходах производства и потребления») - осуществляется. Таким образом, отходы класса «А» подлежат размещению на полигонах ТКО, но непонятно, как эти отходы должны там размещаться, как платить за эти отходы ввиду отсутствия классификации илимитов на размещение. Проблема будет решена, если эти отходы будут регулироваться природоохранным законодательством.

Действительно, в сложившейся в настоящее время непростой ситуации с регулированием обращения МО очень актуально серьезно заняться этим вопросом на законодательном уровне. Забегая вперед, скажу, что в этом были солидарны все участники конференции.

- Наша с вами общая задача - показать, в какие положения существующего законодательства необходимо внести изменения, чтобы система обращения с МО была встроена в ФЗ-89, - резюмировала свое выступление Татьяна Сомова.

- Мы проанализировали ситуацию, законы и пришли к выводу, что все-таки обращение с МО должно осуществляться в рамках ФЗ-89. Для этого есть все предпосылки. И даже СанПиН отсылает нас к этому закону. Чтобы не быть голословной, Татьяна Николаевна выложила по итогам своего доклада предложения по изменениям в природоохранное законодательство.

Во-первых, необходимо, чтобы в пункте 2 статьи 2 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» появилось упоминание о том, что обращение с медицинскими отходами класса Б, В, Д должны регулироваться именно этим законом. Во-вторых, нужно внести изменения в систему учета путем собственно учета МО. В-третьих, надо изменить систему классификации отходов путем расширения способов обезвреживания и обеззараживания МО.

- Очень подробный разбор темы, - отметил ведущий конференции, председатель Санитарно-экологической ассоциации по обращению с отходами и вредными выбросами, генеральный директор ООО «ГАРАНТ-МЕД» Дмитрий Перминов. - Согласен полностью с тем, что основная проблема заключается в наличии большого количества пробелов в законодательстве в вопросе регулирования обращения с МО, в частности, например, с тем, что до выхода из больниц они регулируются санитарными правилами, а после их переработки - ФЗ-89 (кроме некоторых исключений), а то, что происходит посередине, не регулируется никак.

Продолжил тему Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор Николай Русаков, который принимал активное участие в создании нового СанПиНа, и непосредственно при его активной вовлеченности впервые появились нормы, которые позволили начать регулирование обращения с МО.

- Проблема обращения с медицинскими отходами и ее правовые основы сохраняют свою высокую актуальность в настоящее время, в связи с неуклонным ростом объемов этих отходов и их опасностью для здоровья населения, - акцентировал профессор. - Эта проблема особенно обострилась в период пандемии коронавирусной инфекции.

Николай Васильевич напомнил, что еще в 1972 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отнесла МО к группе опасных и указала на необходимость создания специальных служб по их обеззараживанию и обезвреживанию. При подготовке в Государственной Думе Федерального закона № 89 по предложению сотрудников НИИ им. А. Н. Сысина (Академик служит в нем заведующим лабораторией гигиены почвы и промотходов - прим. автора) в него были включены МО с их инфекционной, токсичной и радиационной опасностью, однако при последующем пересмотре по непонятным причинам они были исключены из сферы государственного регулирования данным законом.

- В период пандемии коронавирусной инфекции объемы МО значительно увеличились, при этом опасность коронавируса и длительность его сохранения в окружающей среде, а также меры обеззараживания еще окончательно не изучены. Правила безопасного обращения с такими МО пока еще не подкреплены инструктивными и законодательными документами, поэтому вопросы безопасного обращения с МО на современном этапе остаются нерешенными, - подвел итог своего выступления Николай Русаков.

И предложил следующие конкретные действия для выработки научно обоснованных подходов для решения проблемы безопасного обращения с МО:

- корректировка новых правил безопасного обращения с МО с учетом опыта в условиях пандемии коронавирусной инфекции;

- внесение необходимых корректив в СанПиН 02.1.3684-21;

- разработка адекватных подходов к оценке эффективности современных мер профилактики заболеваний различной этиологии, в том числе и в период пандемии;

- определение основных направлений научных исследований и внесение изменений в Федеральные законы № 89, № 323 по государственному регулированию и безопасному обращению с МО.

- Сложившаяся в стране ситуация требует законодательно закрепить включение МО в региональные схемы обращения с отходами производства и ТКО, - добавил академик.

Где логика?

/новый СанПиН - больше сумятицы и недопонимания? /

Краткий разбор (со знаком минус) новых положений СанПиНа в области отходов «устроила» эксперт Комитета РСПП по природопользованию и экологии Наталья Синькова.

- Я бы хотела донести до вас некоторые моменты требований нового санитарного законодательства в области обращения с отходами, в том числе и с медицинскими, - начала свое выступление Наталья Викторовна. - Никакой конкретной ясности сегодня, что делать с МО, не существует. Новые пункты в санитарных правилах, на мой взгляд, вносят еще больше сумятицы и недопонимания, так как содержат много декларативных заявлений, для которых не обозначено, как их исполнять. Например, в СанПиНе указано, что допускаются к обращению с МО работники, имеющие гигиеническое обучение. Тут важно понимать, что это относится только к тем работникам, которые трудятся в медорганизации, но при этом не имеют медобразования. Получается, что к работникам в хозяйствующих субъектах, которые работают с МО за пределами медорганизаций (транспортируют, утилизируют, обеззараживают, захороняют), обучение в данном положении СанПиНа не имеет отношения.

- На сегодняшний день в нормативно-правовой базе РФ никакого обучения в области обращения с МО не существует, - отметила Наталья Синькова.

«Прошлась» Наталья Викторовна и по классификации МО, указав, что медицинские отходы класса «А» «никакими медицинскими на самом деле не являются, особых признаков не имеют». Но СанПиН устанавливает для них особые требования внутри медорганизаций. Где логика?

- Текущее законодательство действительно является недоработанным, - подвел черту под блоком конференции под условным названием «теория» Дмитрий Перминов. - Как я уже говорил, существует множество пробелов. В частности, непонятно, как организовывать централизованную схему по обращению с МО. И сам термин «административная территория», на которой осуществляется эта схема, - он не определен действующим законодательством. И в это при реализации централизованной схемы работы по обезвреживанию и обеззараживанию МО класса Б все упирается. О централизованной схеме обращения с МО, кстати, мы поговорим чуть позже. Пока же дадим слово Минприроды РФ.

А что регуляторы?

/лицензия и учет/

- Все регулирование МО, в том числе класса «А», осуществляется в соответствии с требованиями санитарного законодательства, а не природоохранного. Поэтому есть проблема, - начал свое выступление заместитель начальника отдела отраслевого взаимодействия Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России Дмитрий Березин.

- Нормы, предусмотренные СанПиНом, распространяются исключительно на МО, которые находятся в пределах источника образования. Как только они покидают организацию, их уже никто не учитывает. Их транспортировку осуществляют организации, которые не имеют какой-то конкретизированной документации. И отслеживание, и контроль этих лиц попросту невозможен в данных условиях. Кроме того, сегодня отсутствуют требования, предусматривающие запрет на размещение МО на объектах размещения ТКО. И СанПиНом предусматривается их размещение на полигонах ТКО. Эта ситуация приводит к тому, что, вроде бы, можно везти МО на полигоны ТКО, но как их при этом учитывать и как определять их класс опасности, негативное воздействие на окружающую среду, непонятно. Нужно привести все это к единой схеме учета этих отходов - как в рамках одного законодательства, так и в рамках другого.

В общем, представитель Минприроды России предложил... лицензировать деятельность по обращению с МО, утверждению тарифов, назначению оператора, который будет заниматься отходами, и решить таким образом проблему регулирования МО. Это поможет, по мнению Дмитрия Березина, наладить контроль за транспортировкой и конечными точками МО, «чтобы они не оказались где-то в лесу и были учтены на полигоне».

Конечно, определенный смысл в этом есть. В сфере МО было бы неплохо уже иметь системные подходы, связанные с вопросами цифровизации. Это позволило бы «залатать» пробелы в плане несовершенства действующего законодательства по контролю за обращением МО и одновременно увеличило бы степень доступности информации о деятельности организаций по обращению с МО для населения.

Кстати, о цифровизации на конференции говорил гендиректор ООО «Большая тройка» - крупнейшего отечественного разработчика электронных моделей территориальных схем обращения с отходами - Артем Седов.

- Медицинские отходы для нас - сравнительно недавнее направление работы, - сказал Артем Владимирович. - И сейчас мы находимся на стадии разработки единой платформы для отрасли МО. Что она даст? Экономию, точный реестр не только медучреждений, которые дают МО, но и даже аптек, а еще - контроль за перемещением и учет медицинских отходов.

На самом деле, количество МО не отслеживается никак. Медорганизации могут заявлять один объем. А на самом деле, по факту, он в разы больше. Единая цифровая система позволит отслеживать это количество в моменте его образования. И дальше - всю цепочку.

Ко всему, сейчас у «Большой тройки» совместно с Роскосмосом реализуется пилотный проект по обнаружению незарегистрированных свалок. Можно будет искать и свалки МО, в том числе, чтобы оценить экологический ущерб, нанесенный нашей стране.

Централизованный сбор отходов от СК «Пиретта»

Очень заинтересовался предложениями и разработками «Большой тройки» директор ООО «Медэкология+» Анатолий Дементьев, так как темой его выступления, окончательно поставившего конференцию на практические рельсы, стали «Особенности использования систем централизованного сбора отходов в отсутствии утвержденных схем единой санитарной очистки территорий».

- Много сегодня говорили о централизованных схемах, но больше в теоретическом аспекте, я бы, в свою очередь, хотел бы привести практические примеры, так как с этими вопросами сталкиваемся ежедневно и мы, и медучреждения, с которыми мы работаем, - отметил Анатолий Андреевич. -Все мы опираемся на СанПиН, если нет другой схемы, применяемой на данной административной территории. Мы, как компания, работающая «на земле», на рынке и транспортирующая МО, понимаем, что схемы централизованные на самом деле уже сложились, и они работают. Использование промежуточных накопителей позволяет резко удешевить логистику, сделать маршруты более оптимизированными, работать над тарифами. Мы пропагандируем методику сжигания МО, но одновременно с этим занимаемся на некоторых площадках альтернативными практиками, например, по автоклавированию отходов. Мы считаем, что уничтожение на заводах в крупных промышленных печах -гарантия обеззараживания эпидемиологически опасных отходов.

Анатолий Дементьев также акцентировал внимание участников конференции на следующем вопросе... Медотходы класса «В» без предварительного обеззараживания транспортировать нельзя. К классу «Б» такой формулировки нет, значит, можно транспортировать.

- Мы работаем не только с крупными медучреждениями, но и с небольшими точками, которые, порой, не могут физически не то чтобы закупить специальное оборудование для обеззараживания на месте, но даже не в состоянии провести химическую очистку. А еще, бывает, расположены в 100-200 км от центра. Я про ФАПы и амбулатории говорю. В рамках нашей практики таких учреждений у нас более 2000! А это 400-500 тонн МО в год. В рамках тех территорий, на которых мы работаем, это очень большой объем. И пренебрегать этим не стоит.

В общем, все сводится к тому, что всем нужны официальные централизованные схемы. Потому что все эти небольшие учреждения сталкиваются с регуляторами и надзорными органами. И возникает вопрос, можно или нельзя использовать те централизованные схемы, которые уже работают на местах.

- Практика показывает, что в 99% случаях регуляторы, в частности -Роспотребнадзор, поддерживает в регионах централизованную схему обращения с МО, - подытожил Анатолий Дементьев. - Поэтому мы предлагаем в рамках нашей дискуссии составить обращение в Министерство природных ресурсов и Роспотребнадзор с просьбой инициировать разработку и введение в действие официальных централизованных систем в регионах. Передать этот документ-обращение от Санитарно-экологической ассоциации по обращению с отходами и вредными выбросами и ассоциации компаний, работающих на рынке МО, а также провести аудит всех медицинских учреждений с целью определения точного объема и просчета мощностей, необходимых для обезвреживания МО.

Анатолий Андреевич добавил, что СК «Пиретта», в свою очередь, готова поделиться своими практическими наработками, если процесс введения территориальных схем в субъектах будет запущен.

Вместо эпилога

Это, конечно же, только небольшая часть конкретных выступлений, докладов и предложений, что прошли во время конференции. Были и прямые включения из медучреждений, и другие практические моменты от участников рынка по обращению с МО. Как я уже писал выше, было более восьми часов теоретического и практического материала.

Иногда со стороны кажется, что данные мероприятия ни к чему не приведут, однако, как говорится, вода камень точит. Думаю, что подобные открытые обсуждения всеми и со всеми действительно помогают двигать решение вопросов вперед, в частности, в области обращения с МО.

И да, нескольких номеров газеты не хватило бы, чтобы рассказать подробно все, что было озвучено на конференции. Весь наработанный материал будет анализироваться, перерабатываться и отправляться «туда, куда нужно». И главные идеи и предложения обязательно дойдут до адресатов. Ну, а со сверхактуальностью темы обращения с МО, особенно в наше пандемийное время, уверен, спорить никто уже не станет.

Руслан МАРЬИН

По итогам конференции была принята резолюция, предложенная ассоциацией СЭАОВ. Она будет направлена в органы власти, в том числе, в Государственную Думу РФ.

Резолюция III онлайн-конференции по медицинским отходам

1. Пандемия COVID-19 существенно увеличила объем и степень опасности образующихся в стране медицинских отходов (МО) и увеличила бюд-жетные затраты на их обработку.

2. Профессиональное сообщество компаний, работающих в области об-ращения с МО, обеспокоено совершенно недостаточным регулирова-нием отрасли, которое позволяет действовать в этой области «чер-ным» и «серым» акторам, не располагающим должными мощностями по транспортировке и утилизации МО. Это приводит к регулярному образованию в различных регионах несанкционированных накоплений и свалок МО и нерациональной трате бюджетных средств.

3. Профессиональное сообщество приветствовало бы следующие шаги со стороны Регуляторов:

· обновление требований к операторам по утилизации медицинских отходов (прописанные в СанПиН требования к оборудованию и осна-щению участков по утилизации, к спецтранспорту должны так или иначе включаться в контракты по 44-ФЗ, например, это может быть сделано путем введения лицензий/ СРО);

· обеспечение контроля за соблюдением требований к операторам медицинских отходов (создание Уполномоченного органа в регионе,

· призванного, в том числе, следить за соответствием утилизацион-ных мощностей оператора объему поступающих к нему МО и их фактической качественной утилизации)

4. Профессиональное сообщество предлагает следующие конкретные за-конодательные изменения:

· привести медицинские отходы в соответствие с действующим за-конодательством Российской Федерации по отходам (89-ФЗ) и Феде-ральным классификационным каталогом отходов;

· разработать порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию/обеззараживанию отходов;

· разработать технологические регламентные требования к уста-новкам по обезвреживанию/обеззараживанию медицинских отходов.

5. Профессиональное сообщество приветствовало бы также:

· создание в регионах страны (возможно, через прямые соглаше-ния с регионами) специализированных региональных операторов по МО из числа действующих законопослушных компаний, облада-ющих должным образом оборудованными утилизационными участками с надлежащими разрешениями;

· внедрение тарифного регулирования, мониторинг цен контрак-тов;

· заключение соглашений с игроками рынка на утилизацию меди-цинских отходов на условиях, обеспечивающих окупаемость со-здания новых мощностей.

Ассоциация готова предложить властям для рассмотрения реестр компаний, действующих в области МО, составленный на базе данных из открытых источников и сведений, которые компании предоставили добровольно.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх