«Здесь и сейчас» - сила и слабость современной спортивной фотожурналистики
Фотография в спорте - отличный документатор происходящего, факт «моментального» спортивного события, не постановочного, а реального события, которое произошло «здесь и сейчас».
Особенно в наше быстроменяющееся время: порой непрофессиональные, но эмоциональные фотографии с какого-либо знакового спортивного мероприятия тиражируются на тысячную аудиторию, эти фотографии публикуют СМИ, исповедуя принцип «здесь и сейчас». Тогда как профессиональные фотографии используются уже для аналитических статей, посвященных спорту.
Сегодня мы обсудим значение современной спортивной фотожурналистики с точки зрения преподавателя по живописи, спортсмена, который часто стоит под вспышками фотокамер и журналиста, пишущего на спортивные темы.
Итак, представляю участников нашего интервью: Оксана Калмыкова, Роберт Воеводкин иЭльвира Османова.
Калмыкова Оксана Николаевна - преподаватель высшей категории по рисунку, живописи, композиции станковой МБУ ДО «Ялтинская детская художественная школа им. Ф. А. Васильева» МОГОЯлта.
Роберт Воеводкин - спортсмен из Ялты, ученик спортивной школы имени И. с. павленко, кандидат в мастера спорта по самбо и перворазрядник по дзюдо, член сборных команд Крыма по дзюдо и самбо, чемпион и призер всероссийских турниров по самбо и дзюдо.
Эльвира Османова, руководитель сайта города Ялта 3654.ru, руководитель студии журналистики «2х2», журналист.
- Оксана Николаевна, Вы преподаете детям рисунок и живопись, расскажите свое видение о «застывших моментах истории»?
- Как преподаватель художественной школы, могу смело заявить о том, что изображение имеет смысловую нагрузку и информативность зачастую и без сопровождающего текста. Рисунок и в целом создание живописной картины - это долгий процесс, чего не скажешь о фотографии, но я сейчас не беру в расчет высокохудожественные фотографии Андреаса Гурски, немецкого фотографа, чьи работы конкурируют в музеях современного искусства с живописными полотнами и других не менее великих фотографов.
Фотография на сегодняшний день является приоритетным способом передачи информации во многих СМИ. Да это и понятно: у современной аудитории изменился, так сказать, подход к восприятию информации. Ведь современный пользователь СМИ в несколько раз лучше, чем текст, воспринимает зрительные образы. Поэтому, конечно, можно говорить о растущей роли визуальной составляющей при подаче информации. Однако не стоит умалять роль текста. Когда я читаю интересную новость с потрясающей эмоциональной фотографией или серией фотографий - это вызывает чувство глубокого удовлетворения.
- Роберт, ты часто представляешь Ялту и Крым на Всероссийских соревнованиях по дзюдо и самбо, какое значение в твоей жизни играет фотография?
- Мы не мыслим своей жизни без мобильных телефонов. И, конечно, яркая фотография с медалью или кубком опубликованная на моей личной странице в социальных сетях, сразу сообщает о моей победе. Фотография передает момент, в этом ее слабость, но в тоже время, этот моментможет быть особенно ярким, выразительным - в этом ее сила.
Фотография - это также память и мне важно таким образом документировать свои достижения на спортивной арене. В спортивной школе имени И. с. павленко в Ялте фотографии с нашими победами расположены на стенде сразу при входе в школу - это волнительно и обязывает к более высоким достижениям.
- Эльвира Дамировна, насколько ценным является фотография для вашей работы на сайте? В частности современная спортивная фотография?
- В Ялтинском регионе живет и тренируется много спортсменов, прославляющих свой регион многочисленными победами. Также в Ялте проводятся соревнования различных уровней. И, конечно, в нашей новостной ленте всегда много новостей, касающихся спорта. У нас в редакции есть специальная база фотографий, в которой размещены как портреты самых именитых спортсменов нашего региона, так и спортивные объекты города. Также я покупаю фотографии в специальных фотобанках, когда мне нужно проиллюстрировать новость, а подходящей фотографии нет.
Читатели онлайн-СМИ хотят видеть привлекательные фотографии, соригинальностью композиции, количеством деталей, атмосферой, энергией, смысловой нагруженностью, эмоциями, в том числе негативными. Это цепляет и помогает задержать читателя на своих страницах имонетизировать свой медиапродукт.
Развитие новых медиа изменило журналистику и медиасреду, трансформировало потребности аудитории и необходимые для журналиста компетенции, а мультимодальность расширилась с появлением Интернета и других цифровых технологий.
Очень интересный подход к современной спортивной фотожурналистике в издании ИноСМИ.Ru, которое специализируется на переводе наиболее ярких и примечательных материалов зарубежных СМИ на русский язык. Проект позиционирует себя открытый, доступный, постоянно обновляемый в разных разделах. Бильдредакторы сайтаИноСМИ.Ru для иллюстрации переводной статьи чаще всего выбирают крупный план, портрет спортсмена, его эмоциональное состояние. И читатель может в доли секунды составить свое мнение: интересна ли ему статья, стоит ли на нее тратить своей время?
Интервью взяла Брестина Данилкина, студенткафакультета журналистики «Крымского федерального университета имени В. и. Вернадского»