Новости и события » Общество » В сороковые годы на Алтае трудились сотни эвакуированных учителей

В сороковые годы на Алтае трудились сотни эвакуированных учителей

В сороковые годы на Алтае трудились сотни эвакуированных учителей

В сороковые, роковые на Алтае жили и трудились сотни учителей, эвакуированных из многих республик СССР. Наверняка каждый из них достоин того, чтобы его помнили. Вот еще несколько коротких рассказов о ленинградцах.

Заринская

В 1944-м дети, выжившие в блокаду, шли в ленинградский Дворец пионеров, чтобы... петь. Но только ли петь учила их Мария Федоровна Заринская?

"Она меня приучила к музыке, "влюбила в пение" и была первой, кто дал мне веру в то, что я смогу стать певицей. Я ходила на хор, как за счастьем. И так сказать могли бы многие, потому что эта женщина всем нам дарила счастье, увлекая в прекрасный мир музыки, творчества, радости, из которого не хотелось уходить!" - эти слова народной артистки СССР, солистки Большого театра, легенды оперной сцены Елены Образцовой - о ее педагоге Заринской.

Своему детищу, академическому женскому хору, Заринская отдала 45 лет жизни. Сейчас хор носит ее имя. Но служению музыке и педагогике наша героиня посвятила не 45 лет, а всю свою жизнь.

Мария Федоровна родилась в Санкт-Петербурге в 1900 году в семье архитектора-художника губернского секретаря Федора Эдуардовича Крюгера. У Марии было два брата и сестра. Все они любили рисовать и музицировать. Сестры учились в Петроградской консерватории, затем окончили Институт истории искусств. Сохранились воспоминания о том, что Марии Федоровне посчастливилось знать Б. Пиотровского, И. Орбели, А.К. Глазунова, она виделась и говорила с Блоком и Маяковским. Среди друзей Надежды и Марии Крюгер были семьи Скрябина, Софроницкого и художника Анненкова...

С 1919 по 1925-й Мария Федоровна преподавала русский язык и хоровое пение в знаменитой школе Карла Мая. Параллельно она училась на литературном отделении Высших государственных курсов при Институте истории искусств, по окончании которых получила диплом литературоведа. Остается только удивляться, как много она успела уже до войны... Заринская читала курс методики музыкального воспитания детей в Педагогическом институте имени Герцена; руководила детским хором Дома пионеров Василеостровского района; была городским методистом по всем видам музыкального воспитания детей; наконец в 1936 году ее пригласили в Ленинградскую консерваторию на должность заведующей кафедрой вновь организованного музыкально-педагогического факультета и на педагогическую работу в качестве старшего преподавателя.

После войны наша героиня получила звания "Отличник народного образования", "Заслуженный работник культуры РСФСР", была удостоена ордена "Знак Почета", медалей "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" и "За оборону Ленинграда". "Музыкальная жемчужина России" - так называется книга о Марии Федоровне. Заринская сделала так много... И навсегда осталась в памяти своих учеников.

"В ней жила исключительная способность любить всех и вся, вне рангов и достоинств, - вспоминала о педагоге Галина Баранчук. - Эта маленькая изящная женщина обладала удивительным полюсом притягательности, полюсом магии. В ее присутствии нельзя было быть примитивно-будничным. Это был уровень, который обязывал. В ней было столько ярких качеств и не было одного - равнодушия, того, что делает человека безликим, бесхребетным, что растворяет индивидуальность, что разъединяет и в конечном счете санкционирует, хотя и не напрямую, преступления".

В первый год блокады семья Заринских жила в Ленинграде. А два года - с 1942 по 1944-й - Мария Федоровна и Борис Алексеевич Заринские были в эвакуации в селе Самсоново Шипуновского района. Она преподавала в школе литературу, он - иностранный язык. Сохранились воспоминания о том, что в Самсоново Мария Федоровна организовала самодеятельность.

Бутник-Сиверский

Член Союзов художников УССР и СССР, искусствовед Борис Степанович Бутник-Сиверский известен своими трудами по истории советского плаката, по украинскому народному творчеству, по художественному наследию Тараса Шевченко.

Родился наш герой в Чернигове в 1901 году. В 1917-м окончил реальное училище, в 1926-м - факультет истории искусств Киевского археологического института. Работал в Черниговском комитете по охране памятников старины и искусства, в киевском Центральном архиве, во Всеукраинском комитете по охране памятников старины и искусства в Харькове.

В 20-е годы прошлого века Бутник-Сиверский занимался исследованием детского творчества. В 1930-м он - научный сотрудник, а через год уже - старший научный сотрудник Академии наук УССР. С 1933 по 1938 год работал в Баку в Институте археологии, этнографии и истории АН АзССР. В 1938-1940 годах являлся художественным руководителем Музея Института этнографии АН СССР в Ленинграде.

Два года - с июля 1940-го по июль 1942-го - Борис Степанович работал в Публичной библиотеке. С женой был эвакуирован в Алтайский край, в Усть-Коксинский аймак Ойротской автономной области. Там сначала трудился счетоводом в колхозе "Борец", а в 1943-1944 годах был учителем и завучем Катандинской неполной средней школы.

Из эвакуации вернулся в Киев. Там стал заведующим отделом изобразительного искусства Института искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. И уже через год после возвращения защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

"Бутник-Сиверский, Б.С. Советский плакат эпохи Гражданской войны. 1918-1921 гг. Первая систематическая, богато иллюстрированная работа искусствоведа и библиографа Бориса Степановича Бутника-Сиверского (1901-1983 гг.), посвященная истории плаката" - так заявляют на букинистических аукционах издание, вышедшее 60 лет назад. Этот лот знатоки называют справочником, необходимым каждому плакатисту.

Сурыгина

О ней известно пока немного. В эвакуации наша героиня заведовала Алексеевской начальной школой Топчихинского района, в 1944 году вернулась на родину.

Увы, судя по статистике, уже нет ее родной деревни Пелеши в Сланцевском районе Ленинградской области. Удалось найти небольшую заметку в местной газете. В марте 1950-го "Знамя труда" опубликовало материал "Воспитательницы строителей коммунизма". Среди этих самых воспитательниц упоминалась и Любовь Петровна Сурыгина, за безупречную работу награжденная орденом "Знак Почета".

Гафферберг

Люция Эллен Эдит Густавовна Гафферберг - таково полное имя нашей героини. В одних источниках сообщается о ее дворянском происхождении, в других пишут, что она была дочерью заведующего пакгаузом портовой таможни.

Эдит Гафферберг родилась в Санкт-Петербурге в 1906 году. Осиротев в двенадцать лет, она попала в детский дом. После окончания школы в 1924-м поступила в Ленинградский географический институт. В 1926-1927 годах участвовала в экспедиции по изучению курдов Армении; в 1928-1929-х - в Среднеазиатской этнологической экспедиции. В 1934 году Эдит Густавовна начинает работать в отделе Передней и Средней Азии Института этнографии АН СССР.

Гафферберг была выдающимся этнографом-иранистом, исследовательницей полукочевых иранских народов СССР. Ее книга "Белуджи Туркменской ССР" считается наиболее фундаментальным этнографическим исследованием, посвященным изучению этого народа Центральной Азии в отечественной науке.

Мужем Эдит Густавовны был уроженец Барнаула ученик А. Анохина Леонид Павлович Потапов - этнограф, доктор исторических наук, профессор, лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный деятель науки Тувинской АССР, крупнейший исследователь истории и культуры народов Южной Сибири.

Эдит Гафферберг в эвакуации жила с сыновьями на Алтае. Как и автор "Республики ШКИД" Сорока-Росинский, преподавала в Ойротском педучилище.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх