В Барнауле завершается лаборатория по современной драматургии
Вечером 26 ноября в Барнауле завершится лаборатория по современной драматургии. В проекте Государственного театра наций (Москва) принимают участие три алтайских драматических театра и четыре столичных режиссера. Результатом проекта должны стать четыре эскиза спектаклей - на краевой театр драмы им. В.М. Шукшина с его огромной труппой приходятся два, на Рубцовский и Бийский драмтеатры - по одному.
Колоссальная встряска
Кстати, для Бийского драматического театра это уже не первый опыт участия в лаборатории Театра наций: прошлым летом питерские режиссеры Георгий Цнобиладзе и Алексей Забегин создали на его сцене два эскиза по современным пьесам. На сей раз с бийскими актерами работает молодой выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства Ярослав Рахманин.
Кроме него в лаборатории участвуют режиссеры Кирилл Вытоптов, Георгий Цнобиладзе и Виктория Печерникова (тоже, кстати, знакомая бийскому зрителю по спектаклю "Фантазии Фарятьева"). При этом драматургический материал театры выбирали сами, ориентируясь на артистов и предпочтения своей публики.
- Руководители проекта прислали нам большой список пьес, огромное разнообразие. И спасибо им за это, потому что каждый театр мог выбирать под свою труппу материал, который кажется интересным, - объяснила замдиректора краевого театра драмы им. В.М. Шукшина по творческой работе Лариса Запкова. - Мы надеемся, что эскизы вырастут в спектакли, которые мы оставим в репертуаре.
Алтайская драма остановилась на пьесах "Дождись дождя" Ксении Драгунской и "Как я простил прапорщика Кувшинова" Ивана Антонова. А вот цехам театра пришлось поработать на всех четырех режиссеров: на лабораториях обычно используются костюмы из других постановок, но поделить эти закрома так, чтобы все остались довольны, - непростая задача. Хотя и не новая для нашей драмы, все же театральные лаборатории тут проводятся с завидной регулярностью.
- У нас их очень любят, это такая колоссальная встряска! Особенно учитывая все эти коронавирусные дела, когда мы долгое время были предоставлены себе, - говорит Лариса Запкова.
Настройка инструмента
Арт-директор лаборатории - известный российский театральный критик Олег Лоевский говорит, что у таких проектов обычно две важные составляющие: мастер-классы для артистов по сценической речи и сцендвижению и создание полностью готовых эскизов спектаклей всего за пять дней (с костюмами, светом и выученным наизусть текстом).
- Для любого театра это маленький шажок в освоении собственной профессии, потому что актерский организм - это инструмент, а любой инструмент надо настраивать, - подчеркивает критик.
На вопрос, зачем все это самому Театру наций, куратор его программы по поддержке театров малых городов России Елена Носова отвечает:
- Есть несколько генеральных направлений, которые ведет Театр наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова, и одна из приоритетных региональных программ - поддержка театров малых городов России, а ее важная часть - выездные творческие лаборатории с участием столичных режиссеров, педагогов, критиков. Около 647 театров в стране, из них порядка 200 - театры малых городов и областных центров. Когда мы только начинали, то сталкивались с театрами, которые по 15 лет вообще никуда не выезжали. Благодаря этой программе они встречают новых режиссеров, сталкиваются с разными школами и прекрасными педагогами.
Мастер-классы в течение пяти дней проводили педагог по сценическому движению, молодой режиссер по пластике, педагог Школы-студии МХАТ, Института современного искусства и Театрального института им. Бориса Щукина Никита Беляков (Москва) и актриса, педагог по сценической речи и мастерству актера Людмила Бояринова-Морозова (Санкт-Петербург).