В алтайском театре кукол появился новый спектакль «Не ежик»
В театре кукол "Сказка" появился новый спектакль "Не ежик" по пьесе молодого автора Анны Богачевой. Для режиссера-постановщика Эльмиры Куриленко история о неуверенном в себе маленьком ежике стала поводом поговорить о важности родительской поддержки.
Конечно, колючий!
Главный герой появляется на сцене самозабвенно отплясывая (так танцуют люди, уверенные, что их никто не видит). У подвижной планшетной куколки на спине и голове топорщатся иголки, сделанные, кажется, из обрезков тонкой гофрированной трубы. Танцуя, ежик задевает лапкой свои иголки и впервые с изумлением понимает, что он - колючий. Правда, когда он делится этим открытием с мамой, она реагирует равнодушно: "Конечно, колючий. Ты же ежик!"
Белочка, с которой ежик играет в прятки, тоже не видит в иголках ничего особенного - в отличие от задиристого зайца, который сразу ставит условие: отныне играем только с пушистыми. А когда плачущий ежик не находит утешения у вечно занятой мамы, он убегает в таинственный лес, видит там волшебный пень, исполняющий желания, загадывает стать пушистым - и начинается целая череда его удивительных внешних трансформаций.
Лаконичная сказка о том, как непросто бывает ребенку признать и отстоять право на некое своеобразие, по воле режиссера превратилась в историю о вечной родительской занятости, которая мешает маме заметить переломный момент в жизни ребенка. Она, конечно, бросает все дела и пускается на поиски своего ежика. Но находит его в лесу уже тогда, когда он по совету приятелей успел обзавестись длинными заячьими ушами, пушистым беличьим хвостом и лохматым зеленым ирокезом через всю спину, а прочие лесные обитатели называют его чудо-зверем.
Театр, а не игра
За исключением ежовых иголок, практически все остальное в спектакле сделано из мешковины разных оттенков. Экологичный материал, по словам художника-постановщика Натальи Дробышевой, символизирует природную, лесную жизнь.
- Мешковина - материал с характером, в отличие от тканей, которые тянутся и могут поддаться бутафору, - рассказывает Наталья. - Ее сложно подчинить плавным изогнутым формам наших кукол, так что пришлось с мешковиной договариваться.
Для Натальи Дробышевой "Не ежик" стал дебютом в качестве художника-постановщика спектакля. Изначально в кукольный театр профессиональный преподаватель декоративно-прикладного творчества пришла в качестве художника-бутафора, затем доросла до художника-скульптора - и вот теперь представилась возможность определить эстетику целого спектакля.
Кстати, изначально новую постановку "Сказка" задумывала для своего "театра на подушках" - интерактивного пространства для самых маленьких зрителей, в котором иногда можно потрогать кукол и даже поучаствовать в действе. Но в итоге возрастной ценз вырос до 3+. Для новосибирского педагога и режиссера Эльмиры Куриленко это всего второй детский спектакль. Зато она хорошо известна своими философскими кукольными постановками для взрослых зрителей (барнаульцы могли видеть ее "Королеву красоты" по Макдонаху и "Похороните меня за плинтусом" по повести Павла Санаева). На популярную идею беби-театра Эльмира Ростиславовна смотрит скептически:
- В беби-театре сейчас ищут интересные формы, но многие впадают в ошибку, когда начинают детей развлекать: интерактив, попляшем-попоем - и театр превращается в игровую площадку, детский сад, где мамочкам можно отдохнуть, пока ребенок бегает. Но тогда это уже не театр. Мне кажется, дети должны получить своеобразный культурный код, что театр - это особое место для души, как храм. Что здесь нужно спокойно посидеть, послушать, подумать, что-то почувствовать. Потом поговорить об этом. Даже когда мне предлагают поставить что-то для детей, я в первую очередь думаю, как сделать так, чтобы это был театр, а не игра.