Корову продали, фортепиано купили. Алтайский композитор рассказал, как полюбил музыку
Отрасль культуры - одна из немногих, в которой работники, даже достигнув высоких постов, могут не оставлять своих изначальных трудов.
Министр пишет стихи, начальники районных отделов выступают на сцене... Мы встретились с одним из таких "играющих тренеров" - композитором, заслуженным работником культуры РФ, начальником отдела по культуре администрации Зонального района Олегом Марковым.
Дело семейное
- Олег Валентинович, когда отец - увлеченный, творческий человек, путь сына предопределен?
- А я ведь в школе журналистом мечтал стать, - смеется собеседник. - И биологом. Со "Сменой" по перелескам ходил, фотографировал трутовики, зайцев, ворон, гнездовья... В семье у нас часто пели под баян на посиделках. Но до пятого класса я не хотел учиться музыке. Вопреки воле родителей, определивших меня к местному педагогу.
А потом... Летний день. Один дома. И вдруг до того захотелось взять в руки баян! Устроился с ним во дворе, растянул меха и стал с упоением импровизировать, прислушиваться, подбирать... Даже во сне стало сниться, как я гладко "хожу" по клавиатуре. И так мне это стало нравиться!
- Ваш отец вспоминал, как вы после выступления на школьной сцене заявили: "Все, я пошел в культуру".
- Я был звездой, - смеется Олег. - И в школе, и на танцах пел, на баяне играл. Начал песни писать, когда в местном ВИА играл. Поначалу в авторстве не признавался. Было неловко, вдруг спросят: кто такую ерунду сочинил? Но всем нравилось, открылся. И захотел я стать композитором - корову продали, фортепиано мне купили.
А у нас был родственник Евгений Казанцев (знаменитый бас-гитарист, работавший со звездами эстрады. - Прим. авт.). Я ему письмо написал о своем желании поступить в Московскую консерваторию на отделение композиции. Он ответил: "Дорогой племянничек, чтобы поступить в консерваторию, надо во-от такой путь пройти..." Что делать? Думаю, пойду в институт культуры на хоровое отделение. Композиция от меня все равно никуда не денется. Так оно и случилось. Не сразу, но случилось...
Если говорить об истоках творчества, то гены передались не только по отцовской линии, но и по материнской. Бабушка моя, Ксения Алексеевна Казанина, была просто кладезь. Она столько знала песен и стихов! А какие сказки рассказывала - я таких никогда нигде не слышал-не читал! Не сочиняла ль она их сама?..
Однажды - я тогда в девятом учился, когда мы с ней сидели дома, она мне рассказала про Нарым. Как тонули на барже, как валили лес, ели кору. Врезалось в память: "Дети мерли пачками, их за ноги за руки - в яму..." И ведь всего мне, ребенку, бабушка не могла тогда рассказать! Она, девчонка совсем, бежала с братом из Нарыма. От волков прятались, спали на деревьях, надев на головы мешки от гнуса. Их поймали. Снова бежали... Ксения Алексеевна вернулась в родное село, вышла замуж за бедняка. У нее было немало наград за трудовые заслуги.
В Томском музее НКВД я увидал эту самую Палочку (место ссылки спецпереселенцев с Алтая). А потом на сайте музея нашел все страшные истории и ахнул от того, что они пережили и как смогли сбежать... Мне так охота туда, в Палочку! Там же наших, алтайских, столько сгинуло. Там мой прадед лежит.
Песня на-гора
- Вашему детищу, ансамблю "Повелика", скоро исполняется двадцать пять лет. Как все начиналось?
- До 1996-го у нас был эстрадный коллектив. Однажды жена моя Наташа говорит: "Олег, что ты с этой эстрадой носишься? Нужны народные ансамбли и песни". Я ей: "Да их пруд пруди - одинаковых, шаблонных! Кокошник наденут - и вот тебе народный!" Но решили все же попробовать: Наташа, Сережа Есин, Владимир Ковалев, Павел Кривошеев - прекрасные голоса, балалайка, гитара, бас-балалайка, гармонь, баян. На Шукшинском фестивале выступили с народными песнями, приняли нас хорошо.
Но я же что-то сочиняю, а тут коллектив появился! И вот на фестиваль национальных культур в Косихе мы привезли первую авторскую песню "Кони, рыжие бока". Я написал ее в 1996-м и посвятил тестю. У него очень тяжелая судьба, он рос без отца-матери.
- Эта песня не могла не стать вашей визитной карточкой...
- Я ведь деревенский, кони - это же такая красота!.. У меня много стихов "с конями" (смеется). В конях энергетика, в них - душа, народность.
Помню, полный клуб людей был в Плотниково. Казахский коллектив на родном языке исполнил песню про Ленина, и концерт кончился! Организаторы к нам кинулись - ребята, выручайте! А мы не часовую программу готовили, а лишь четыре-пять номеров. "Давайте на-гора все, что есть!" И мы этих "Коней" выпустили... И чувствую - мороз по коже - в десятку попал! Мужики говорят: "Ну что, Валентиныч, надо дальше писать!" Я тоже понимаю, что надо. И не хуже - хуже нельзя!
Потом появились "Эх, деревня ты, деревня!", "Мужик доску пилил". Помню, однажды нас в Мамонтово объявили со сцены: "Ансамбль "Повелика", Зональный район, "Мужик бабу бил"!" (хохочет, но потом серьезнеет). Есть "Русь сердечная", которую никто не слышал. Анатолий Заболоцкий сказал: "Песня мощная, но ты ее нигде не споешь!"
В 2000-м он с актерами приезжал на Шукшинские дни. Владимир Кузнецов мне позвонил: "Приедем, встречай с "Повеликой"!" И нам пришлось целый концерт перед гостями давать, потому что приехали они в Зональное на час раньше назначенного. Представьте, в клубе никого, одни звезды сидят в первом ряду - Жженов, Дуров, Жариков! Мы на сцену выходим, глядим - как во ВГИКе! А ведь две трети исполняемых песен - мои...
Отработали, спина вся мокрая. Тут выскочил один местный товарищ: "Че вы тут ноете! Жизнь налаживается, а вы песни поете заунывные!" Неприятно, да. А потом подходит ко мне Жженов: "Олег, у тебя есть записи? Подари кассету!" Вручили ему сборник и кассету. Жженов - оценил! Ему-то, с его судьбой, эти песни были близки и понятны.
- У песни "Сашка" тоже есть история?
- Создавали мы районный краеведческий музей... Нам под него отдали пустующий второй этаж здания почты. И начали мы этот музей с проекта "Боевая слава". Чем, на мой взгляд, он был уникален? Я когда посмотрел фотографии военных лет - ведь на них пацаны 18-20 лет, юнцы! А в наше время - Афган, Чечня... И там тоже пацаны. Но ведь к каким ветеранам школьники привыкли? К дедушкам в медалях. Они и не воспринимают их как солдат... Мы взяли и повесили на одной стене портреты молодых ветеранов Великой Отечественной, на другой - участников локальных войн. И я подумал тогда: а нет ли чего в этой истории библейского? Взял Библию (изумительная книга, умнейшая!) и вдруг читаю: "Венец стариков - сыновья сыновей, а слава детей - родители их!" Наш художник эти слова написал, мы их над входом повесили.
С этого проекта начался музей. По крупицам собирали экспонаты, создавали своими силами экспозиции - с помощью друзей, жертвовавших деньги. Четыре года назад нас почта выгнала: здание - федеральная собственность! И сейчас музей снова начинается с чистого листа при поддержке администрации района, выделившей муниципальное помещение.
Вернемся к песне. Когда "Боевую славу" оформляли, я в архиве военкомата нашел документы призывников 1941-1945 года. Сотни фамилий... И на одной странице - тот самый Сашка. Он ушел на фронт 1 августа, а через пару недель напротив его фамилии военком написал красным карандашом - "убит". Или в первые же дни погиб, или даже не доехал до фронта...
Про оптимизм
- Почему в Интернете непросто найти ваши песни?
- У меня не зарегистрированы права на них, сейчас озаботился этим. Случилась история - одну у меня украли... Однажды понадобилась она, решил найти ее в Сети. Ввожу в поиск данные, нахожу, включаю аудиозапись и... Кто поет? Оказывается, Олег Марков из Киева, автор шансона!
Наверное, еще и воспитание виновато: никогда не выпячивался со своими произведениями, потому что считаю - если сочинил что-то стоящее, оно пробьет себе дорогу в любом случае. В любом! А лезть в глаза, навязываться: "Ну возьмите мою песню!.." Я таких авторов знаю, их очень много... Эти люди - в никуда, и творчество их тоже - в никуда.
- Мы вспоминаем Бийский район - подразумеваем Шукшина, Косихинский - Рождественского. В Зональном есть известные в отрасли культуры люди?
- До 1999 года у нас не было районного музея. Никаких знаковых фигур в истории культуры, кроме Мокшина (основателя педагогической династии. - Прим. авт.) я не знал. Но позже, когда появились районный исторический музей и три муниципальных, стала вестись краеведческая работа, завязались связи с Демидовским фондом. И оказалось, что Мара Агеевна Генералова, заслуженная артистка РФ, родилась в нашем Соколово! Еще одним открытием стал прозаик Иван Семоненков, тоже уроженец Соколово. С 2008 года в Зональном районе проходят краевые литературные Семоненковские чтения. Открыли имена интересных художников: Казанцева из с. Луговское, Кубышкина и Соловова из с. Буланиха.
- Стандартный вопрос - о планах на будущее.
- Планов всегда громадье, без этого какой смысл работать? Легких времен в сельской культуре я и не припомню. Раньше проще было тем, кто жил в колхозах, работал в профсоюзах, - там, где были деньги коллектива, а не бюджетные. У бюджетников же...
Но, так или иначе, наступают времена развития. Есть планы на будущее - нужно здание под музыкальную школу в Зональном, нужно развивать исторический музей. Наши школа искусств, районная библиотека и РДК - победители краевого конкурса на лучшее учреждение культуры. Дополнительное образование динамично развивается, есть в районе народные коллективы. Если б были пессимистами, ничего бы у нас не было. Живем будущим, а иначе нельзя.