Новости и события » Здоровье » В России изменились правила маркировки лекарств. Что это значит

В России изменились правила маркировки лекарств. Что это значит

В России изменились правила маркировки лекарств. Что это значит

Сбои в системе маркировки лекарств стали одной из причин их дефицита в аптеках и ухода некоторых иностранных фармацевтических компаний с российского рынка. Чтобы избежать коллапса, федеральные власти были вынуждены временно упростить правила прослеживаемости лечебных препаратов.

Что случилось

Система обязательной маркировки лекарств действовала в России с октября прошлого года в отношении семи высокозатратных видов заболеваний. А с 1 июля 2020 года маркировать стали все фармпрепараты, и сразу начались проблемы, считает Сергей Анохин, начальник отдела информационных технологий АКГУП "Аптеки Алтая".

Оператором системы является старый знакомый наших читателей - Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Это коммерческое предприятие, принадлежащее нескольким богатым людям. Оно же обслуживает маркировку других товаров, беря за присвоение кода каждой вещи по 50 копеек. А таких кодов в год генерируется миллиарды и миллиарды штук. Вот и оцените доходы владельцев ЦРПТ.

Участники фармацевтического рынка еще весной обращались в Госдуму с просьбой отложить введение обязательной маркировки лекарств из-за ограничений в связи с распространением коронавируса. Власти не прислушались.

Летом все было относительно спокойно. Но уже в октябре к традиционному сезонному росту заболеваемости ОРВИ добавилось резкое увеличение числа заражений коронавирусом. Как результат возник ажиотажный спрос на лекарства, с которым система мониторинга движения лекарственных препаратов (СМДЛП) не справилась. Многие наименования из российских аптек просто исчезли.

Специализированное издание "Фармацевтический вестник" сообщило, что 20 октября система маркировки снова дала сбой. Она не работала на протяжении более 12 часов,

Дефицит медикаментов в розничном звене 23 октября на заседании Правительства Пермского края признал и глава региона Дмитрий Махонин.

"Проблема лежит в плоскости маркировки, - цитирует губернатора "Коммерсант". - Мы проинформировали об этом федеральное правительство. Считаем, что работу здесь нужно выстроить более четко".

Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев также направил в правительство России письмо с просьбой приостановить режим маркировки в отношении препаратов из перечня жизненно важных из-за их дефицита.

Чуть раньше, 15 октября, на закрытой встрече рабочей группы по маркировке лекарственных средств при Росздравнадзоре представитель ЦРПТ признал, что 30 сентября произошел серьезный инцидент, вызванный техническим фактором, - сбоем дисковой системы, обслуживающей продуктивный контур. Из-за этого данные об уже загруженных в СМДЛП лекарствах оказались утрачены. Лишь около 40% из них удалось восстановить, сообщал тогда представитель оператора.

Где корни

По мнению Сергея Анохина, проблема с маркировкой лекарств комплексная. Есть сбои на уровне поставщиков. "Допустим, в аптеку приехала машина с лекарствами. Кладовщик начинает сканировать упаковку, а информационная система сообщает, что товар находится еще на заводе-изготовителе, то есть сведения о том, что лекарство поступило вначале поставщику, а потом в аптеку, отсутствуют, - рассказывает специалист. - Начинаешь выяснять у поставщика через техподдержку ЦРПТ, почему так произошло. Запрос занимает неделю, а то и больше времени. Пока цепочка движения товара от производителя в аптеку не появится в базе ЦРПТ, продать его по закону невозможно, поэтому лекарство лежит на складе".

Сергей Анохин говорит, что в последнее время, когда потребность в лекарствах резко выросла, работа в системе маркировки лекарственных препаратов стала проблематичной. После 14 часов, когда просыпается европейская часть России, маркировка зависает наглухо. Соответственно, скапливается реестр документов по движению товаров из нескольких десятков позиций. Пока от системы нет ответа, что поставщик действительно отгрузил товар в твою аптеку, лекарства нельзя продавать. Эта ситуация длится порой сутки.

Заместитель технического директора фармкомпании "Эвалар" Роман Сторожук подтверждает сложности в работе системы маркировки лекарств. По его словам, сбои периодически встречаются в разных масштабах. "Это ограничивает передачу и прием информации, но критично не отражается на торговых операциях предприятия, - говорит заместитель главного инженера. - Хотя коллеги из европейской части страны жалуются на сбои. Думаю, мы находимся в выигрыше из-за разницы во времени: когда там разгар работы, мы уже заканчиваем".

Роман Сторожук считает, что наибольшие сложности с маркировкой имеют снабженческие компании. "Дистрибьюторы не поставляют аптекам лекарства коробками, а формируют партии из разных лекарств, и вот сотрудник должен каждую пачку отсканировать, чтобы занести ее код в базу данных. Очень хлопотная работа, занимающая много времени", - объяснил представитель "Эвалар".

Сбои в системе маркировки приводят к дефициту лекарственных препаратов в регионах, отмечает председатель правления Новгородской профессиональной ассоциации фармацевтических работников Ольга Хруцкая. "Население осталось без медикаментов, которые по две недели лежат неоприходованные в карантинной зоне", - объясняет она "Новым Известиям".

Эксперт считает, что в такой ситуации проект по мониторингу движения лекарственных препаратов должен быть приостановлен на год. А после возобновлен с учетом ошибок и анализа сбоев.

Ответ властей

Уже 19 октября ЦРПТ отчитался о том, что "последствия произошедшего инцидента устранены: документы, оформленные с ошибками, были исправлены не вручную, а в системе автоматически, в работе остаются единичные случаи, связанные с нарушением целостности данных, и эти случаи будут исправлены в ближайшее время".

По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, с 1 июля, когда была запущена система маркировки лекарств, в ней зафиксировано два сбоя. Оба были устранены оператором в течение суток. Проблемы есть, но, как утверждает министр, они связаны не с самой системой, а с недостаточной технической готовностью дистрибьюторов и ряда аптечных организаций к работе с маркированными препаратами.

Однако 23 октября Росздравнадзор выпустил методические указания, упрощающие работу системы маркировки.

Теперь аптеки смогут отпускать препараты, не дожидаясь отклика от системы маркировки. И это решит все проблемы, заявил Business FM Реваз Юсупов, заместитель генерального директора ЦРПТ.

Сергей Анохин пояснил "АП", что аптекам теперь не надо ждать результатов проверки или подтверждения от поставщика факта принятия лекарства, а продавать его через контрольно-кассовый аппарат. После этого информация от онлайн-кассы поступает на информационную систему маркировки лекарств, и упаковка с уникальным кодом изымается из оборота.

Что дальше

Сергей Анохин считает, что такое послабление в значительной мере решит проблему. А для того чтобы они не повторялись, в ЦРПТ обещают строи-

тельство новых центров обработки данных и увеличение штата сотрудников техподдержки в полтора раза.

Денис Мантуров журналистам федеральных СМИ говорит, что у российских фармкомпаний проблем с выпуском лекарств нет, приводя в подтверждение своих слов данные о полуторном росте объемов произведенной продукции с апреля по сентябрь. В октябре, как отметил министр, тенденция роста сохраняется.

Между тем некоторые иностранные производители, например "Гедеон Рихтер", остановили поставки на российский рынок из-за проблем с маркировкой. Да и ассоциация фармпроизводителей пока не видит улучшений на рынке, потому что производителей это упрощение не коснулось.

Генеральный директор ассоциации Виктор Дмитриев говорит, что если маркированная продукция может двигаться по товаропроводящей цепочке без уведомления оператора, то теряется основная задача системы - предотвращать попадание в обращение фальсифицированных лекарств.

"Если такого обмена не будет с операторами, значит, цель достигнута быть не сможет, это первое. Второе - нам не очень понятно пока, будем ли мы платить за это удовольствие. Потому что сейчас за каждую маркировку мы выкладываем по 50 копеек - оператору и 10 копеек - НДС", - возмущается Виктор Дмитриев.

Что тут скажешь? Мало того, что бизнесу навязали сложную систему учета, которая несет с собой затраты времени и финансовых ресурсов, так еще не могут ее довести до ума. Власти в свое оправдание приводят тот факт, что подобные системы существуют и в развитых странах, забывая упомянуть, что так они работают не по централизованной схеме, когда каждая транзакция фиксируется только в Москве, а по распределенной - по принципу блокчейна. Это открытая система с множеством операторов, к которой может присоединиться любой участник рынка и таким образом предоставлять информацию желающим.

Но такие правила возможны только там, где власти доверяют предпринимателям.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх