Читка. Драмтеатр представил зрителям пьесу алтайского автора «Метафизика»
В краевом театре драмы возобновились читки современной драматургии. Во вторник в проекте "Время Ч" зрителям представили пьесу алтайского автора Олега Канина "Метафизика".
У пьесы многообещающая завязка - конфликт на школьном родительском собрании, переходящий сначала на личности, а затем и вовсе выливающийся в обсуждение жизненных ценностей. Повод для собрания, надо признать, жутковатый: нужно придумать, как бы помягче сообщить детям о самоубийстве их одноклассника Коли Истомина. Учителя были бы рады сохранить все в тайне, но сами признают, что в нынешнем мире это невозможно. Но еще растерянным взрослым совершенно неясно, что предпринять в более широком смысле, поэтому первая реакция обеспеченных родителей - дать денег. Но кому?
Персонажей двенадцать: классная руководительница (актриса Елена Зотова), школьный завуч (Галина Зорина) и родители некоторых учащихся выпускного класса - бизнесмены (Сергей Филипченко и Мария Сазонова), владелец местного телеканала (Михаил Меньших), колоритный таксист (Александр Шубин), домохозяйка (Антонина Олесик), медсестра (Любовь Сорокина), поэт (Александр Рогозин) и другие. Немаловажный момент - речь идет о частной школе где-то в провинции. И потому между персонажами текста то и дело обнаруживается широчайшая классовая, культурная и даже языковая пропасть.
Драматургу Олегу Канину в целом удается правдоподобно имитировать язык тех бесконечно вязких и банальных разговоров, которые неизбежно скатываются к тому, кто же развалил Россию и вообще во всем виноват. Но, обсуждая моральные качества друг друга, родители между делом проговариваются о своих страхах: из подростков, мол, слова не вытянешь, сидят в своих компьютерах. А начнешь их жестче контролировать - станет только хуже.
Проект "Время Ч" предполагает обсуждение услышанного со зрителями. Присутствовавший на читке автор рассказал, что пьеса написана семь лет назад, но идею родительского собрания он вынашивал давно, не знал только, как драматургически скомпоновать эту историю. В процессе работы убрал шесть лишних персонажей и сократил четыре финала. Объясняя название "Метафизика" (согласно словарям, это раздел философии, исследующий первоначальную природу реальности и бытия как такового), Олег Канин сказал:
- Мне было важно передать взгляд каждого [персонажа] на воспитание, на ценности, на свой эгоизм. Понять их философию и сделать это как можно более контрастно.
По его собственному признанию, сейчас он многое написал бы совершенно иначе. А вот что оказалось неожиданностью для всех присутствующих, включая актеров и руководительницу проекта, режиссера Татьяну Тимофееву, так это то, что свою разговорную пьесу он замышлял не как социальную драму, а как... комедию. Зрительские споры вызвало наличие (или отсутствие) в пьесе конфликта.
- В защиту автора - я вижу здесь мощный конфликт, - сказал руководитель Молодежного центра кинематографистов Алтая Дмитрий Шарабарин. - Мальчик, которого никто не слышал, совершил ужасный поступок. И я считаю, что он здесь главный герой, невидимой тенью нависающий надо всеми персонажами. Но весь кошмар и конфликт здесь в том, что его все равно никто не слышит, даже после этого.
А на следующей неделе в театре драмы возобновится еще один проект - "Реплики". Со зрителями хотят обсудить один из самых популярных спектаклей репертуара - комедию Уильяма Шекспира "Укрощение строптивой" в постановке Алексея Логачева.
Справка
Олег Канин родился в ЗАТО Сибирский в 1992 году. Живет в Новоалтайске. Получил юридическое образование. С 2014 года пишет пьесы, которые отмечены на конкурсах "Свободный театр", "Любимовка", "Евразия", "Время драмы" и других.