Новости и события » Общество » Из железа челнинец создал корабль и коня

Из железа челнинец создал корабль и коня

Из железа челнинец создал корабль и коня

Старые железные трубы, грабли, штыковая лопата, шнеки комбайнов - одни (и таких большинство!) считают, что это металлолом и ему место на свалке, а другие, как старший мастер турбинного цеха Нижнекамской ГЭС Ринат Юсупов, уверены, что из них можно создать красивейшие скульптуры. Неспроста его прозвали железных дел мастером.

Увлечение поддержали коллеги

В железо челнинский мастер влюблен с 2010 года, тогда ему на предприятии, где он работает, предложили соорудить из этого металла первые изделия. Они должны были украсить территорию Нижнекамской ГЭС. Выбор на Рината Шамилевича пал неспроста - руководству и коллегам было известно о том, что он не только картины маслом рисует, занимается лепкой из глины, но и чертежи с легкостью делает.

Идея для первой скульптуры находилась дома у челнинца - когда-то Ринат Юсупов соорудил из дерева, картона и ткани уменьшенную модель российского пушечного парусного корабля «Гото Предестинация», спущенного на воду в далеком 1700 году при Петре I.

- Чертежи у меня уже имелись, я их лишь увеличил. Получилось, что в высоту и длину корабль вырос до 1,5 метра. Както сразу подобралась команда коллег-единомышленников - сварщики и токари, они загорелись идеей сделать судно из железа. После работы оставались на продленку - на один-два часа, подыскивали подходящие трубы для каркаса, листы для корпуса, парусов, резали, сгибали железо, придавая ему форму, сваривали детали, а токарь в это время изготавливал пушки. В течение месяца «Гото Предестинация» был спущен не на воду, а на территорию предприятия. Весит он 100 килограммов, - рассказывает Ринат Юсупов.

Для изготовления скульптур нужно уметь мыслить в 3D-формате - необходимо видеть чертежи или фотографии объемно. Нужны и руки, которые смогли бы воплотить в реальность мысли, и инструменты - сварочный аппарат, электроножницы, шлифовальная машина, молоток. Благо, что при предприятии имеется своя кузница.

Вслед за кораблем территорию Нижнекамской ГЭС украсили и другие железные скульптуры. Например, на бременских музыкантов челнинского мастера вдохновила работа скульптора из Сочи Акопа Халафяна, а на коня, напоминающего Буцефала Александра Македонского, - работа американского скульптора Джона Лопеса.

Если мультяшные герои сделаны в уменьшенном варианте - около 1,5 метра, то коня смастерили в полный рост - в холке более 1,8 метра.

- На изготовление бременских музыкантов ушло до месяца, а на коня - около двух месяцев. В этих работах с коллегами проявили фантазию при подборе деталей, - смеется Ринат Шамилевич. - Например, туловище ослика сделали из газового баллона, но больше всего экспериментировали с конем: в гриве использовали грабли, в туловище - совковую и штыковую лопаты, шнеки комбайнов, газовый ключ, мотоциклетную цепь, в морде - гаечные ключи, плоскогубцы, а глаза сделали из подшипников. Все остальное - железные трубы и листы.

Назвали коня Агрегатом. Мастер пояснил выбор: «Имя соответствует не только его содержанию, но и тому месту, где он находится - на территории гидроэлектростанции».

Идей еще много

Когда территория предприятия преобразилась, пришло время украшать родной город. В 2018-2019 годы в честь 40-летия Нижнекамской ГЭС руководство предложило сделать стелу-указатель, направляющую в сторону гидроэлектростанции. По словам Юсупова, многие путают и считают, что Нижнекамская ГЭС, судя по названию, находится в Нижнекамске, а не в Набережных Челнах.

- Самое масштабное наше творение из железа: в высоту - 7,5 метра и ширину - семь метров, весит три тонны. В основном для создания этого указателя использовали 219-миллиметровые железные трубы и листы. Внешне он напоминает гидроэлектростанцию, которая за счет воды и работы 16 гидроагрегатов дает городу ценную электроэнергию, - отметил мастер.

Еще Ринат Юсупов вспомнил, что указатель установили на символичном месте. Ранее, в конце 60-х - начале 70-х годов, здесь находилось панно, на котором шел отчет дней до пуска гидроэлектростанции. От него остался лишь фундамент - вот на него и установили композицию.

На данный момент последней работой Рината Шамилевича стала скульптурная композиция «Веселый оркестр», установленная перед Дворцом культуры «Энергетик». В ее основу легли герои басни «Квартет» Ивана Крылова - Мартышка, Осел, Козел, косолапый Мишка и Соловей.

- Итого за десять лет с коллегами изготовили пять скульптур. Идей еще много, если будет спрос, то обязательно воплотим их в жизнь, - подытожил Юсупов


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх