Новости и события » Культура » Алтайский театр драмы откроет долгожданный сезон «Ревизором»

Алтайский театр драмы откроет долгожданный сезон «Ревизором»

Алтайский театр драмы откроет долгожданный сезон «Ревизором»

В краевом театре драмы репетируют "Ревизора", которым в середине октября планируют открыть долгожданный сезон. За одну из главных русских пьес взялся режиссер Алексей Шавлов, знакомый барнаульцам по эксцентричному спектаклю "Идеальный муж". Впрочем, от будущего "Ревизора" эксцентрики ждать, похоже, не стоит. Режиссер отыскал в гоголевском тексте психологическую глубину и рассчитывает обмануть зрительские ожидания.

"Не надо задирать кринолин"

- Алексей, с какими чувствами вы вернулись в наш театр драмы?

- Со смешанными. С одной стороны, я полюбил людей, населяющих его, мне нравится атмосфера и как тут все организовано. С другой стороны, я в ужасе от материала, который сам же предложил, и от того, что я уже где-то в середине пути (смеется).

У меня есть предчувствия, связанные с темой, которая пульсирует в пьесе, и некие жанровые предчувствия. И чем дольше мы репетируем, тем больше они подтверждаются. Пьеса открывается как очень тонкий психологический материал. В моем обывательском, зрительском представлении "Ревизор" - это всегда какая-то ярая эксцентрика либо дурацкий водевиль. Но когда начинаешь работать, выясняется, что каждая сцена требует очень точной ситуативной формулировки, а не чрезмерных актерских усилий. Надо просто понять, что происходит между людьми. И это начинает работать. И тут уже не надо задирать кринолин выше головы. Хотя и это не исключено!

- Это неожиданно слышать, потому что в "Идеальном муже" эксцентрики хватало.

- Я сам на репетициях удивляюсь.

- То есть у вас не было готового образа будущего спектакля?

- Нет. В "Ревизоре" я ничего заранее не знаю, есть только предчувствия и догадки. Еще есть пространство, сочиненное художником-постановщиком Алексеем Вотяковым, пьеса и ужас, что до премьеры остался месяц.

Творческий пинг-понг

- Актеры помогают в поисках?

- Они, безусловно, соавторы, и я надеюсь, что так и будет до конца. У нас такой пинг-понг: я прихожу с предчувствиями, они предлагают свои идеи. Бывает, что изнутри они чувствуют сцену точнее и правильнее, чем я при подготовке. Это непростая работа, но вся она крутится вокруг решения творческих задач.

- Распределение на роли было простым?

- Я сразу знал, что городничего сыграет Антон Кирков, Хлестакова - Данила Никоноров, Осипа - Николай Мирошниченко, Анну Андреевну, жену городничего, - Лена Кегелева. Остальное распределение я крутил-вертел фактически до первой встречи с артистами.

- Есть какая-то инерция образов, которую хочется разрушить?

- У меня нет такой задачи. Есть обида за текст, когда он не работает на сцене в силу стереотипного подхода. Это глубокая, умная, тонкая пьеса - как только перестаешь относиться к персонажам как к идиотикам, которые делают глупости, и задумываешься об их мотивах. Ситуация, заданная Гоголем, в общем-то, фантастическая. Сложно представить, что сейчас в Барнаул приедет в гостиницу какой-то случайный раздолбай, которого примут за проверку из Москвы или пресс-секретаря Путина, и он в этой ситуации сориентируется. Но мы идем от сцены к сцене и соотносим поведение персонажей с жизнью.

Что такое голод, который ощущает Хлестаков в начале пьесы? Что такое вообще голодный человек - на физическом, психическом уровне? Что это за раздражение? Какова работа мысли? Я не знаю, насколько эти маленькие психологические открытия будут работать в спектакле и дойдут ли до него, но сейчас этот текст раскрывает очень конкретные жизненные явления, которые, как правило, привлекаются при работе с текстами, условно говоря, Горького. То есть мы над Гоголем пока работаем, как над Горьким. В фокусе - человеческие отношения в этой фантастической ситуации. Это оказалось безумно интересно и очень сложно.

- На афише спектакля - человек в "треуголке" из досок. Это намек на будущее оформление сцены?

- Художник предложил некую треугольную крышу, а это замечательный многозначный образ: она может ехать, может прикрывать в сложные моменты или, например, быть дырявой. И еще это такая наполеоновская шапка, которую хочет примерить городничий. Его мечты связаны с неким "величием", которое дает возможность вытирать ноги о других.

- Если коротко, о чем эта история для вас?

- О страхе. Он принимает разные формы, имеет разные лица и притворяется чем-то другим. Он бродит между людьми и определяет их взаимоотношения.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх