Новости и события » Культура » Чем занимается единственный в Алтайском крае скульптор-монументалист

Чем занимается единственный в Алтайском крае скульптор-монументалист

Чем занимается единственный в Алтайском крае скульптор-монументалист

Единственный в нашем крае скульптор-монументалист Михаил Кульгачев работает сегодня над памятником промышленным предприятиям, эвакуированным в годы войны в Алтайский край и внесшим свой вклад в обеспечение Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Потому что искусство

Потомственный донской казак, он приехал в Барнаул в 1971 году вместе с женой Людмилой, которой предложили место художника-модельера в Краевом доме моделей, а к тому же еще и квартиру. По тем временам это было предложение, от которого нельзя было отказаться. Приехал, привык, понравилось, полюбил. И вот уже без малого 50 лет занимается тем, что "высаживает каменные цветы" на улицах Барнаула. Памятник Пушкину (в соавторстве с С.А. Боженко и В.А. Митрофановым), памятник Виктору Цою, монументальный рельеф на Доме политической книги (совместно с В.Ф. Тимушом), памятник В.М. Шукшину (в соавторстве с С.А. Боженко и Н.В. Звонковым) и другие без всякого преувеличения выдающиеся произведения. Мало кто из проходящих мимо них пытается вспомнить имя художника-скульптора, их изваявшего, они его в большинстве своем не знают, но вот задерживают шаг многие. Потому что искусство.

Друг и учитель

Талантливый мальчик-самоучка, которому повезло в жизни встретить хорошего человека, настоящего художника, ставшего для Михаила, по его собственным словам, не просто учителем, а настоящим ангелом-хранителем.

Николая Аведикова он повстречал на берегу Дона у своей родной станицы Кочетовской, когда тот, увлекшись зарисовками, не заметил, как отчалил от пристани катер, на котором он путешествовал. Так началось их сначала знакомство, а затем большая дружба.

Как пишет один из товарищей художника Аведикова: "Николай Ваганович был невысокого роста, коренастый, всегда задумчивый человек с небольшими выразительными добрыми глазами, пышной, спускающейся до плеч копной волос".

Михаил Кульгачев рисует его по-казацки просто:

- Хотит патлатый какой-то по берегу, рисует что-то в блокноте. Подхожу, спрашиваю: "Дяденька, вы художник?" Он говорит: "Да". - "И я художник".

Участник Великой Отечественной войны, скульптор, музыкант, автор ставшего одним из самых популярных на Дону сувенира - казака на бочке с вином, созданного по мотивам печати Войска Донского, поверил в будущность маленького скульптора сразу же, как увидел его первую работу. Это был бюст колоритного казака, соседа Кульгачевых, выполненный с помощью заполненного картоном проволочного каркаса, обмазанного гипсом, полведра которого от щедрости душевной отсыпал ему другой сосед.

Благодаря Николаю Вагановичу Ростовское художественное училище Кульгачев сумел окончить уже во время службы в армии, во внутренних войсках в Ростове, получив при этом диплом с отличием. По приезде в Барнаул молодой скульптор активно включается в художественную жизнь края. С 1974 по 1979 год он учится в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское училище) по специальности "скульптор-монументалист" и при этом постоянно участвует в выставках.

"Челленджер" и Рерих

Как вспоминает сам Михаил Алексеевич, первой его монументальной работой было создание мемориала воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, в Тогуле. Потом таких заказов было немало, они-то и давали возможность художнику прокормиться самому и прокормить свою семью. Однако среди сделанных им на заказ работ есть и уникальные вещи. Памятник депутату Государственной думы Ивану Апарину, бюсты Германа Титова и Михаила Калашникова, кавалера четырех орденов Славы, Героя Социалистического Труда Василия Христенко.

В 1980 году Михаил Алексеевич был принят в члены Союза художников России, а первую свою работу, которую он определяет как одну из знаковых, создал в 1986 году, и был это не монументальный памятник, а скульптура под названием "Челленджер. Икары ХХ века".

- Я сделал ее после взрыва в январе 1986 года американского космического корабля, когда разом погибло несколько астронавтов. Это было личное, интуитивное желание показать космос, как я его тогда ощутил в скульптуре, - рассказывает автор. - Она пропала во время выставки в Калининграде, и нашел я ее только спустя пять лет в запасниках Союза художников в Москве. Не знаю, как она там оказалась, но помогли люди. Нашел, теперь хранится у меня в мастерской.

Кстати сказать, подобная история произошла со сделанной Михаилом Кульгачевым в конце 80-х годов мемориальной доской о пребывании в Барнауле Николая Рериха. Эту доску хотели укрепить на гостинице "Империал", которая стояла на берегу Барнаулки. Но в лихие 90-е гостиница сгорела, а мемориальная доска пропала. И эту свою работу скульптор тоже отыскивал пять лет, но нашел не в музейных запасниках, а у скупщиков цветмета. Сейчас эта доска висит на стене здания Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая.

Непростых, а порой просто печальных историй, связанных с его работами, у Кульгачева предостаточно. Сегодня в его мастерской можно увидеть макеты некоторых памятников на улицах Барнаула в том виде, как они были задуманы, но не воплощены. И тех, что памятниками так и не стали. Одних вариантов памятника солдатской вдове можно насчитать с полдюжины. Вот только его в Барнауле пока так и нет. Совсем иначе, чем он задумывался Кульгачевым, выглядит и памятник "Защитникам правопорядка", установленный у краевого управления внутренних дел. Нет в Барнауле и памятника основателю Барнаула Акинфию Демидову.

Скульптор видит его на подъеме на Гору. Демидов сидит на коне и показывает рукой на город.

"Натянутая струна"

Памятника такого пока нет и в макете, и на вопрос, как он переносит подобные удары судьбы, Кульгачев отвечает просто:

- Я человек верующий, верю в Провидение и знаю: чему быть, того не миновать. Ночью сплю спокойно, ни духота, ни терзания не мучают. Не получилось, так я с другого боку зайду. Меня в этом отношении Гоголь раздражает с его "Шинелью", его Акакий Акакиевич. С него шинель сняли, а он пришел и умер. Ну почему ты не боролся?!

- А вы боретесь?

- Я работаю. В декабре прошлого года Союз промышленников Алтайского края провел архитектурно-дизайнерский конкурс, требовался эскизный проект в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне на памятный знак промышленным предприятиям, эвакуированным в годы войны в Алтайский край и сделавшим свой вклад в обеспечение Победы. Предложенный мной эскиз был принят в разработку.

Моя идея здесь состоит в том, чтобы показать, что то время - это натянутая струна в жизни нашего государства и каждого жителя нашей страны в отдельности. Две стелы, разделенные этой "струной" и с одним призывом "Все для фронта! Все для Победы!". Предполагалось, что этот памятник будет установлен ко Дню города Барнаула в Октябрьском районе, но все планы смешала эта самая пандемия. Тем не менее работа продолжается, для чего руководитель барнаульского камнерезного завода "Аквинк" Сергей Салимович Джульдинов предоставил нам мастерскую на территории своего предприятия. И мы уже заказали материал. Это красный гранит в Саяногорске.

С одной стороны на памятнике будут названия всех предприятий, работавших в нашем регионе на Победу, указано, сколько всего на Алтае было произведено вооружения, военных материалов, обмундирования и так далее. Вверху орден Красного Знамени, он уже отлит в бронзе в Рубцовске. Отлиты также и несколько фрагментов скульптурной композиции.

В одной из официальных статей о скульпторе Кульгачеве говорится, что, "работая над скульптурными композициями, Михаил Алексеевич стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен". Сам он суммирует такое высказывание в двух словах: "Главное - композиция".


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх