Новости и события » Общество » Шум и дым. В Барнауле ночное кафе не дает спать театральному критику

Шум и дым. В Барнауле ночное кафе не дает спать театральному критику

Шум и дым. В Барнауле ночное кафе не дает спать театральному критику

"Закроешь - душно, откроешь - шумно и дымно, ни днем ни ночью покоя нет", - рассказывают свою невеселую историю Елена Кожевникова и Наталья Калашникова, жительницы одной из многоэтажек Барнаула. Летом под этими словами женщин готовы подписаться тысячи людей, живущих в многоэтажках Бийска и Ярового, Рубцовска и Новоалтайска.

Вот такой пристрой

Настоящим летним кошмаром оборачиваются для жильцов многоэтажного сектора кафе и иной общепит на первых этажах, веселые вечера для одних - жизнью без сна и отдыха для других. Разница только в форме, "вставка" или пристрой с верандой на придомовой территории, как в доме № 80 на проспекте Красноармейском, на пересечении с ул. Папанинцев.

Здесь пять лет назад приобрела квартиру Елена Кожевникова, известный в России педагог, театральный критик. Не подозревая, что соседство с кафе "Вашлаваш" лишит ее спокойной жизни.

- Дом меня устроил удобством расположения прежде всего. Рядом - театры, остановки транспорта. Кто бы мог подумать, что такое безобразие, в котором живут сейчас все мои соседи, возможно, - по-детски беззащитно улыбается талантливая женщина, вырастившая не одно поколение актеров и режиссеров.

Мы говорим на улице, в одном из милых сердцу коренной горожанки старых двориков, что завораживали когда-то тополиным шепотом, заставляли держать спину под неусыпным оком старушек на лавочках. Сейчас - ни скамеек, ни бабулек. Есть автостоянка. А пенсионеры, когда совсем невмоготу становится в задымленных квартирах, выходят с картонками в поисках выступа, на который можно было бы присесть.

Полчаса - и от едкого дыма, коим несет с общепитовской кухни, мутит, режет глаза.

- В квартире еще хуже, там мы вообще как в дымовой завесе. Видели бы вы, что здесь ночами бывает! Музыка, крики и маты на всю округу разгоряченных спиртным людей. Ну почему наши внуки должны все это слышать? - дорисовывает безрадостную картину соседка Кожевниковой, Наталья Калашникова, не менее известный человек, профессор, доктор педагогических наук.

Пир во время чумы

Не первый год женщины пытаются найти справедливость. Полагая, что законы должны работать, жалуются в администрацию Железнодорожного района Барнаула, уполномоченному по правам человека в Алтайском крае, регулярно вызывают полицию. И результат, честно сказать, есть. Владельцы кафе развернули трубу в противоположную сторону. Интересно, что у них по физике в школе было? Ветру-то все равно, как торчит труба...

Так сложилось, что свои права отстаивают только Кожевникова и Калашникова. Больше некому. Остальные соседи по подъезду либо совсем старенькие, немощные собственники, либо квартиранты - хозяева-то не выдержали, съехали кто куда. Одни у детей устроились, другие сдают кровное жилье, чтобы на деньги от аренды снимать себе чужое.

Елена Сергеевна и Наталья Григорьевна рассказывают о вещах вопиющих. По их словам, кто-то рвет в почтовых ящиках деловые письма, которые приходят из инстанций в ответ на запросы. А по ночам громко стучат в двери квартир, пугая весь подъезд. Видимо, это одна из мер психологического давления на бунтарок.

- У меня шалит сердце, прыгает давление. Это естественно, если ночь за ночью не дают спать. Как-то вызвала скорую и даже врач, приехавший на вызов, возмутился - как же так можно с людьми-то?! А ведь он пробыл в квартире недолго. В одном из разговоров с представителем власти на тему общественного порядка в приемной чиновника мне доверительно так посоветовали: "А вы смените квартиру". Я не выдержала: "Так, может, сразу уж тогда город и страну?" О том, что в разгар эпидемии полуночные гульбища - как пир во время чумы, уже и не говорю.

"Это наша земля"

Казалось бы, рычагов влияния на нарушителей хватает. Роспотребнадзор следит за уровнем шума и концентрацией вредных веществ в воздухе, полиция бдит, чтобы никто не мешал горожанам спать по ночам. Но Елена Сергеевна лишь смеется над моими наивными постулатами: "Может быть. Где-то. Не здесь".

- Вы знаете, до чего дошло? - вторит подруге Калашникова. - Нас уже по голосам узнают. Когда в последний раз я набирала 02, на том конце голос меня поприветствовал: "Здравствуйте, Наталья Григорьевна". А нарушителям хоть бы что.

Свой опыт хождения по кабинетам чиновников Елена Кожевникова вообще выносит отдельной темой:

- Унижения бывают разные. Вот когда меня вызывали на комиссию в районную администрацию, девушки-специалисты возраста моих студентов говорили со мной как с побирушкой. И даже не пытались вникнуть в беду жителей многоэтажки, ставших заложниками ситуации. При этом никто так и не ответил на мой главный вопрос. Как вообще на придомовой территории, на земле, принадлежащей собственникам, появилось кафе с верандой прямо под нашими окнами?

Директор кафе "Вашлаваш" Дмитрий Рязанов от разговора с "АП" не отказался, напротив, был улыбчив, приветлив:

- Документы у нас все в порядке, законов мы не нарушаем. До 1 июля вообще были закрыты на карантин, а сейчас работаем с ограничениями. В 22 часа убираем с веранды стулья и столы, позже там никого нет. И дым - спросите у наших гостей - никому не мешает. Да, знаю, жалобы идут постоянно. Только две эти женщины и жалуются. Но все, что они говорят, - абсолютная неправда.

- А гипертонию и сердечные приступы они тоже выдумали?

- Возможно. Я уважаю пожилых людей и, если кто-то из пенсионеров дома приходит на веранду чайку попить, угощаю. Зачем людям придумывать то, чего нет, не знаю, - оппонирует Дмитрий.

Можно и нужно

Законопослушность предпринимателя подтвердили и в администрации Железнодорожного района, где нам сообщили, что помещение оформлено в собственность как положено, а это значит, владелец может вести любую деятельность, не противоречащую закону и интересам других граждан.

Но вернемся к предыстории вопроса. Когда-то давно в пристройке работал магазин "Экспресс", нынешнее кафе уже третья ее "реинкарнация". Жильцы не помнят точно, как и когда на их земле появился этот объект.

Помогла юрист Людмила Жгун, директор региональной общественной организации "Защита прав потребителей", которая по роду своей деятельности занималась проблемой несколько лет назад. По словам Людмилы Алексеевны, "Экспресс" принадлежал железнодорожному ведомству. Де-юре пристройка, стоявшая на придомовой территории, была самовольной. Когда в 2003 году организация меняла свой статус на привычный ОАО "РЖД", правового решения вопроса юристы так и не нашли, а сам объект вообще выпал из актов передачи собственности.

- На каком основании придомовая территория, земельный участок, принадлежащий в разных долях жильцам дома, был отчужден, оформлен в собственность конкретного человека? Это главный вопрос, который возникает у меня в этой истории. Вряд ли процедура проведена законно, меж тем поднимать документы и оспаривать ее правомерность сейчас проблематично, потому что истекли сроки исковой давности, - констатирует Людмила Жгун.

Получается, что дым и шум лишь "побочка" присутствия объекта, у которого есть хозяин, на земле, принадлежащей собственникам жилья. Из-за пристройки они не могут отремонтировать дом, восстановить отмостки, а сейчас, во время эпидемии, лишены и самого необходимого - возможности проветривать свои квартиры. И это - во время эпидемии в доме, большинство жителей которого пенсионеры.

Юрист считает, что восстанавливать свои права можно и нужно. В прокуратуре, в суде - добиваться. Елена Кожевникова и Наталья Калашникова готовы. Им не привыкать.

Советы юриста

Возможно, они понадобятся людям, страдающим от присутствия в доме кафе, баров и прочего общепита. Прежде всего убедитесь в законности их пребывания на вашей территории. Поможет кадастровая публичная карта, на которую нанесены сформированные земельные участки. Если увеселительное заведение открыто на первом этаже многоэтажки, нужно учесть такой фактор. В прежние годы не требовалось стопроцентного согласия собственников на такое соседство. Но пару лет назад правила игры изменились. Теперь без абсолютного большинства голосов владельцев жилья нельзя получить постановление о переводе жилого помещения в статус нежилого, даже при наличии необходимых экспертиз.

И поэтому в домах, где общественные вставки образовались лишь недавно, проще навести статус-кво.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх