На Алтае открылась выставка, посвященная врачам
Открывшийся после карантина краевой Художественный музей решил посвятить одну из первых выставок врачам. Искусствоведы говорят, что ее изначально не было в плане, но решение отблагодарить таким образом медиков они приняли единодушно.
В экспозиции - скульптура и графика известных алтайских и российских художников. И в этом порыве благодарности некоторые работы из своих богатых запасников музейщики выставили впервые в истории.
Сделано с натуры
- Мы выбрали для показа целые графические серии, - говорит куратор выставки, заместитель директора ГХМАК по науке Наталья Царева. - Обычно музеи выбирают одну-две работы, но мы решили оформить их полностью в рамы и паспарту, как бы дорого это для нас ни было. И открывают экспозицию работы художника Владислава Туманова в технике "офорт, сухая игла".
Искусствовед рассказывает, что эти графические листы были созданы в 1960-е годы. Художник буквально дневал и ночевал в больнице, делая зарисовки с натуры. Затем итоги своих наблюдений воплотил в сложной печатной технике:
- "Сухая игла" означает кропотливую работу офортной иглой по металлической доске, чтобы воспроизвести то, что было ранее нарисовано углем или карандашом, а затем с этой пластины напечатать на станке. Очень большой труд! - объясняет Царева. - С тех пор прошло более полувека, но по своему воздействию на зрителя эти работы очень современны.
С графикой Туманова соседствует серия ленинградской художницы Людмилы Эскараевой "Хирурги" 1977 года - и производит противоположное впечатление: это мягкие нежные литографии, то есть гравюры на камне.
- Если у Туманова серьезные, суровые, преданные своему делу врачи, которых ты даже немного боишься, то у Эскараевой женский взгляд на докторов. К таким, мне кажется, не страшно пойти на прием, - говорит сотрудница музея Наталья Гончарова, участвовавшая в создании выставки.
Она обращает наше внимание на лист "Практиканты": будущие врачи явно переживают за результаты операции глазного хирурга, один из них в волнении вцепился в плечо другого.
Внимание зрителей привлекает и выполненный с большой теплотой портрет медсестры нашей железнодорожной больницы - работа прекрасного алтайского рисовальщика Геннадия Тарского.
- Нам бы очень хотелось узнать, кто конкретно здесь изображен, - говорит Наталья Царева. - Сейчас это должна быть пожилая женщина, которая, возможно, сама не знает, что ее портрет хранится в нашем музее и вот так выставляется...
Отцы-основатели
В процессе подготовки выставки музейщики выяснили, что в их собрании много скульптурных произведений на медицинскую тему. И сегодня можно увидеть выразительные портреты отцов-основателей Алтайского государственного медицинского университета, людей, создавших научные школы: Израиля Неймарка, Анатолия Овчинникова (скульптор - Константин Чумичев), Зиновия Баркагана (работа Михаила Кульгачева). Возле портретов искусствоведы поместили подробную информацию о художнике и его модели, чтобы напомнить зрителям, какие люди трудились на Алтае.
Вошли в экспозицию работы московских авторов. Пример - милый портрет улыбчивой девушки, племянницы видного скульптора Лаврова Наташи Сюриной. В тот момент, когда дядя лепил ее образ, она еще была студенткой, а впоследствии стала известным вирусологом.
Удивительная история стоит и за графическим портретом академика Абрикосова 1945 года (автор - московский художник Михаил Родионов).
- Мы стали смотреть, кем был автор, кто его модель, - рассказывает Наталья Гончарова. - Алексей Иванович Абрикосов оказался патологоанатомом, он родился в конце XIX века. Именно он вскрывал тело Ленина, участвовал в первом бальзамировании вождя. В сталинское время, когда началось дело о врачах-вредителях, они с женой тоже попали под репрессии, были отстранены от работы... Глядя на этот портрет, мы видим врача-интеллигента из прошлой эпохи. Ведь если присмотреться, у него даже не очки, а пенсне. Ощущение, что этот человек был врачом в двух эпохах, истинный представитель русской медицинской школы.
Наконец, немало удивились музейщики, когда обнаружили в своих фондах "медицинские" работы... Григория Гуркина, первого профессионального художника Алтая, знаменитого своими величественными горными пейзажами. Его небольшие натурные зарисовки "Акушерка в аиле" и "У педиатра", по словам искусствоведов, могут считаться настоящим художественным документом эпохи 1930-х годов.
Фото предоставлены ГХМАК