Новости и события » Культура » «Растерял потерял я свой голосочек, по чужим садам летучи...»

«Растерял потерял я свой голосочек, по чужим садам летучи...»

«Растерял потерял я свой голосочек, по чужим садам летучи...»

Размышление критика о скандале в Кубанском казачьем хоре.

Это не могло, в конце концов, не произойти. И оно произошло. Случилось... Причем случилось в самый неподходящий период. Когда многие люди, во всяком случае, наиболее проницательные из них чувствуют, что теперь происходит нечто невнятное, немыслимое и невозможное. Уже с каким-то апокалиптическим отблеском. И происходит не только у нас в России, но и во всем мире. Происходит не вовне, а с самим человеком, с его природой и его духовной сущностью, что уже можно определить разве что библейскими понятиями: «Но земля растлилась пред лицом Божиим... Ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Бытие, 6: 11, 12). Пред явной и такой непонятной угрозой самому нашему существованию, люди лихорадочно ищут ответы на извечные мучительные вопросы о смысле своего существования, ищут выход из явного тупика глобализма, известного со времен древнего Рима. Напряженно думают о том, как спастись народу в этом свирепо и жестоко навязываемом всеединстве, тлетворные язвы которого стремительно распространяются по лицу всей земли. И естественно, обращаются к культуре, к своей ментальности, народной традиции, к духовной природе человека. И с ужасом обнаруживают, что там, где должна быть спасительная культура, дух человеческий, теперь преобладают какие-то хлам и труха, оставшиеся от культуры, беспощадно пожираемой «рынком», к культуре вообще неприложимом. Последняя надежда на спасение кажется призрачной. Как живой душе человеческой не впасть при этом в уныние, растерянность и негодование?

Такое зияние бездны уже явно просматривается в каждом факте нашей нынешней жизни. Казалось бы, знаменательное событие отмечалось на Кубани, в Краснодарском крае. Но не столь же «эпохальное», чтобы в связи с ним говорить о сотрясении основ самого нашего бытия. Прославленному коллективу - Государственному Кубанскому академическому казачьему хору (ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор») исполнилось 210 лет. Готовиться к нему начали заранее. Каждому учреждению, каждой школе, библиотеке предписывалось отмечать славный юбилей хора и юбилей деятельности его генерального директора - художественного руководителя и главного дирижера Виктора Гавриловича Захарченко. По Краснодару задолго до юбилея сновали трамваи и троллейбусы с красочными надписями о предстоящем юбилее. Кажется, ни один партийный циркуляр советской поры не навязывался столь назойливо, как юбилей хора. Реклама обещала нечто невероятное и необыкновенное...

И вот 14 октября люди пришли на юбилейный концерт хора, посвященный его 210-летию. Тут-то и произошло, случилось это... Точнее - окончательно обнажилось во всей своей неприглядности. Информационные сети буквально взорвались возмущением: что случилось с Кубанским казачьим хором? Общий, такой единодушный, смысл и пафос возмущения, какого трудно припомнить, был таков - мы шли на юбилей прославленного хора, а попали на его кончину, на его похороны. Славная история хора уже не могла прикрыть духовной нищеты и убожества его нынешнего состояния. В этом оказались абсолютно единодушны как простые зрители разных культурных уровней и возрастов, так и хористы, артисты, по понятным причинам не называющие своих имен.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения и взорвавшей зрительскую аудиторию, стала предпринятая руководством хора его реконструкция, а по существу, его деструкция, когда хореографическая часть отделялась от вокальной, собственно от хоровой; танцевальная, балетная группа выделялась из хора в отдельный творческий коллектив.

«Мы побывали на «юбилейном концерте». Шли - как на праздник, возвращались - с похорон. Извините. Не было ни песен казачьих, ни плясок. Тягомотина редкостная. Артистам - большой респект, отработали они на все сто процентов. Но вот репертуар...» (Е. с.).

«Очень жаль, что не было балетной труппы на юбилейном концерте. Шли на праздник, а попали на похороны. Это - не юбилейный концерт, а творческий вечер Виктора Захарченко. Было много лишних разговоров. Хор стоял и ждал, пока выговорится Виктор Гаврилович. Что говорил, было не слышно». (К. Г.).

Какое действительно невнятное время: шли на юбилей хора, а попали на его похороны. Это, как в известном присловье, когда невозможно сказать что-либо определенное - то ли стакан наполовину полон, то ли стакан наполовину пуст. В нашем же случае, несмотря на такой оптический обман, - он кажется и вовсе порожним...

Не ставлю полные имена людей, отозвавшихся о юбилейном концерте, дабы не прибавить им проблем, которых и без того у каждого из нас предостаточно. Я же подписываюсь, так как нисколько не сомневаюсь в том, что правда в воде не тонет и в огне не горит, «чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса» (Ф. Тютчев). Это уж моя юдоль критика. Вот уже второй год, как в родной станице Старонижестеблиевской, в моем доме варварски обрезали сетевой газ, несмотря на постоянную переплату... Как мне не думать, что это наказание за мою литературно-критическую деятельность? Других ведь дел, кроме литературных, у меня на Кубани нет.

«Так что, теперь мы будем ходить на концерты - отдельно на хор и отдельно на танцевальную группу? Ну вы даете!» (Л. к.)

Примечательно то, что такую радикальную перемену в хоре зрители связывают с тем, что пришло «новое руководство» хора, хотя никакой «смены» караула и стражи официально и юридически не было. «Новое руководство ККХ, очнитесь, как можно делить неделимое. Это история Кубани. Песни, танцы, колорит, разве они могут существовать раздельно? У всех бывают трудные времена. И в такое время, наоборот, надо держаться вместе. Вы же как семья, как можно выкинуть одного члена семьи в трудное время. Нельзя мириться с произволом людей, которыми, вероятнее всего, движет материальная составляющая...» (М. к.).

Но оказывается, что фактически «смена руководства» произошла при ее отсутствии, при всем при том, что руководителем остается Виктор Гаврилович Захарченко. Просто дедушка передал «по наследству» Государственный академический хор внуку, как передают всякую частную собственность.

22 октября первый заместитель генерального директора ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор» Виктор Витальевич Захарченко провел встречу с артистами танцевальной группы Кубанского казачьего хора. Основным поводом для встречи является создание самостоятельного коллектива, состоящего из танцевальной группы ККХ.

Планируется, что с января 2022 г. танцевальная группа станет самостоятельным структурным подразделением в составе ГБНТУК КК. Генеральный директор - художественный руководитель В. г. Захарченко в рамках концепции творческого развития ККХ считает, что данное изменение является необходимостью в целях развития творческого потенциала коллектива. Выделение позволит танцевальной группе создавать собственные концертные программы, иметь сольные концерты. В то же время, совместные программы ККХ и танцевальная группа будут и дальше показываться как в Краснодаре, так и на гастролях. Но в таком случае, зачем разделять, раскалывать коллектив?!

«О каком развитии речь? Артисты прекрасно могут развиваться и развиваются только в составе Кубанского казачьего хора. О каких совместных концертах может идти речь, если балетную группу уже исключили из юбилейных концертов Кубанского казачьего хора. Если хочется экспериментов, можно создавать новое и экспериментировать, а то, что создавалось и приумножалось годами, нужно только сохранять» (Т. М.)

Но знающие люди, как видно по всему, из состава хора или ушедшие из коллектива, не желавшие переносить деспотию руководителя, говорят, что все дело гораздо проще. Танцевальная группа не просто ведь выделяется в отдельный коллектив, но и лишается грантов. То есть, их денежные гранты переходят теперь только к хору. Вот и все: «Некоторые не молчали, а после того, как не молчали, мы просто ушли. Уже 15 лет, как ушли. Все ждали, ждали, когда зритель возмутится. Не дождались, не промолчали и ушли... и конец карьере. Другие поумнее: молчат и ждут чуда. И зарплаты». (В. В.).

Мы тоже не молчали изначально, как только заметили первые признаки деградации, да что там - перерождения хора и его разложения. Для меня первым таким недобрым звоночком стало выступление хора в Москве, в Кремлевском дворце в 1993 году. В распространявшихся буклетах излагалась целая теоретическая база «нового качества» хора, по убеждению его руководителя. Сводилась она к тому, что «рамки народной песни стали тесными» для руководителя хора. И он переходит к песне авторской. То есть, свой сомнительный композиторский талант поставил выше народной песни. Словом, не только художественным руководителем, но и выдающимся композитором В. Г. Захарченко захотел стать. Взять, так сказать, «ширше». Это обернулось тем, что вскоре хор стал приезжать в Москву, по сути, без народных песен, а уцелевшие подвергались «обработке».

Неоднократно приходилось наблюдать в столице то же самое, как в этом отзыве на юбилейный концерт: «Репертуар состоял из песен Виктора Гавриловича Захарченко. Народ начал возмущаться. «Мы пришли на концерт хора, а не на проповеди Захарченко». Он людям грубо ответил: «Это мое дело. Что хочу, то и ставлю». Люди вставали и уходили. Он начал рассказывать про свои болезни, про мамины рецепты. Люди очень расстроились».

Естественно. Я не мог умолчать о деградации прославленного коллектива, о чем пришлось неоднократно писать на страницах «Новой газеты Кубани». Было совершенно очевидно, что марши, гимны и... молитвы, которые являл хор, не могли заменить уникальных кубанских народных песен.

Кое-кто из зрителей говорит, что В. Г. Захарченко хочет Государственный академический народный хор сделать снова Певческим, а в таком случае, танцы ему и вовсе ни к чему, как действо «бесовское». Не могу сказать в какой мере нынешняя реконструкция, то есть деструкция хора, выходила из такой «теоретической» основы. Но репертуар юбилейного концерта 14 октября однозначно свидетельствует о том, что, если не предпринять экстренных мер, у нас не будет больше Кубанского казачьего хора, каким мы его знали многие годы и десятилетия. (Останется лишь одно его название). Каким его создал сам В. Г. Захарченко в лучшие свои творческие годы... Это, безусловно, трагедия человека. Но ведь не только его одного... Так бывает. Произошло то, о чем так печально жалуется донская народная песня «Ты, воспой, ты воспой в саду соловейко»: «Растерял, потерял я свой голосочек, по чужим садам летучи...». А «чужие сады» эти известны - коммерция и рынок, опять-таки, к культуре неприложимые вообще, ибо являются ничем иным, как формой ее уничтожения... Помнится, когда я писал о провальных выступлениях хора в Москве и задавался неразрешимым для себя вопросом о том, как и почему из Государственного академического народного хора может быть изгнана народная песня, один очень известный на Кубани деятель музыкальной культуры все объяснил мне и даже упрекнул в наивности: «Потому что народная песня не оплачивается, а авторская оплачивается».

Репертуар же юбилейного концерта не мог не вызвать у зрителей негодования. Из около тридцати номеров, я нашел только четыре, и то, разумеется, «в обработках», которые можно было отнести к народным. Особенно меня поразила песня «Никто, кроме нас» А. Мелехова, «барда» с аккордеоном, без голоса, выкрикивавшего свои «патриотические» речетативы в Москве, в Кремлевском дворце (исполнитель Д. Селезнев).

Неужто это должно было венчать славный и долгий путь хора: от К. Россинского, Г. Концевича до... А. Мелехова?..

Что касается молитв на сцене, (кондак Богородице и др.) видимо, только люди, жившие в атеистической среде, вдруг уверовавшие, ставшие «воцерковленными» до неприличия, могли додуматься до того, чтобы привнести молитву на сцену. Это так же недопустимо, как и привнесение народной песни в храм. Ведь это, по сути, все то же смешение, тот пресловутый «синтез», которым пытали и терзали человека в революционную эпоху, на рубеже ХIХ- ХХ веков. Но то были «дети страшных лет России»: «Здесь ресторан, как храмы, светел/ И храм открыт как ресторан» (А. Блок). Но теперь-то мы хорошо знаем, чем закончилось такое смешение и такой «синтез» - революционным крушением страны. Да это ведь и нарушение заповеди Божией: «И кто не берет креста своего, и следует за мною, тот не достоин Меня» (Евангелие от Матфея, 10: 38). Креста своего, а не Его креста. То есть, только исполняя честно и исправно свою миссию на любом поприще, можно послужить Богу... Вот уж поистине все свершается в нашей жизни по Божией заповеди, неведомой начетчикам и фарисеям: «Многие же будут первые последними, а последние первыми» (Евангелие от Матфея, 19; 30).

А пока вся надежда на разумных людей, которые всегда отыскивались в нашем обществе, да на саму песню, которая остается нередко умнее нас. Как эта, старинная кубанская народная песня, записанная в станице Новоминской Петром Кирилловым: «А покы музыкы гралы - то й нас люды зналы; а як пэрэсталы, то й лаяты сталы» («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск четвертый, Тифлис, 1884). То есть, пока была у нас культура, нас в мире знали люди, а когда не стало культуры, нас стали «лаять», то есть ставить ни во что, пренебрегать нами, не считаясь с нашими интересами. Ведь всякий произвол и беззаконие в любой области жизни - хозяйственной или культурной - разъедают душу, ибо «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Евангелие от Матфея, 24; 12), ослабляет общество и страну в такой роковой период нашей народной судьбы, когда определяются дальнейшие пути России, нашего бытия. Никакие псевдопатриотические речитативы на этом тернистом пути - нам не помощники. Скорее, наоборот.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх