Новости и события » Экономика » «Хочу работать на родной земле»

«Хочу работать на родной земле»

«Хочу работать на родной земле»

Юрий Воронов, предприниматель из села Гонохово Каменского района, продолжил семейную династию животноводов. Сегодня он единственный в селе занимается промышленным скотоводством. Есть надежда, что ему удастся возродить в родном краю некогда утраченное направление сельхозпроизводства.

Снова на "целину"

Гоноховские земли невероятно благодатны для животноводства. Не зря чалдоны их облюбовали почти три сотни лет назад. Расположенный в пойме Оби в окружении четырех озер и бора край заливных лугов и богатого разнотравья наибольшего расцвета достиг в 1980-х годах. Здесь был крепкий совхоз, с орошаемых вдоль Кулундинского канала земель и с пойменных угодий снимали по два укоса. На этой территории были свои маслосырозавод и мясокомбинат.

Все это с детства помнит Юрий Воронов, не раз бывавший на фермах совхоза "Гоноховский" с отцом - зоотехником Леонидом Григорьевичем Вороновым.

А вот развал сельского хозяйства в родной деревне ему пришлось испытать на себе.

- Я учился на тракториста, после армии вернулся в село, устроился на работу в местное хозяйство. Шесть лет назад, когда предприятия "Изумрудной страны" стали банкротить, мы все остались без работы, - рассказывает Юрий Леонидович. - Технику получше и весь скот вывезли, коровники, помещения РТМ и машины просто бросили, включив в конкурсную массу. Земля стала расходиться по рукам. Предприниматель Дмитрий Зинченко, мой сегодняшний партнер, имевший в своем распоряжении около 3 тысяч гектаров гоноховской пашни, предложил нескольким селянам заняться обработкой этих земель. А в 2015 году, после неудачного аграрного сезона, нам пришлось поменять планы и начать поднимать иную "целину".

Бычков по осени считают

- Уезжать из села, как сделали многие мужики, мне не хотелось: здесь все родное, свое, - вспоминает Юрий. - Партнер предложил заняться животноводством, которого к тому времени в селе уже не было. Ниша свободная.

С чего-то надо было начинать. Решили взять на ответственное хранение, а потом постепенно выкупать на торгах коровники, сельхозтехнику и РТМ "изумрудного" банкрота. А племенной скот купить на средства гранта "Начинающий фермер".

Главой крестьянско-фермерского хозяйства стал Юрий Воронов. Жену Татьяну принял на работу телятницей. Скотником взяли односельчанина Николая Диринга. С первой попытки грант получить не удалось - баллов недобрали. Пришлось на свои средства купить полсотни полугодовалых бычков на откорм и 15 стельных коров, которые вскоре принесли приплод. На имевшихся землях продолжали растить зерновые, в основном на фураж, заготавливали сено. От идеи молочного производства отказались в самом начале - не потянуть. А мясное вполне реально.

Но и про господдержку не забывали. Хотелось повысить продуктивность за счет племенного скота. В 2019 году фермерскому хозяйству Юрия Воронова дали грант "Начинающий фермер". На полученные от государства 2,6 млн рублей и на свои триста тысяч молодое хозяйство в октябре того года приобрело двухгодовалых герефордов - двух быков и 36 нетелей, которые к весне принесли дружный приплод.

К моменту породистого пополнения у фермера уже было собственных 100 бычков и 35 коров. С них и был весь доход. Племенной скот даст прибыль только осенью текущего года, когда вернутся с пастбищ родившиеся от купленного поголовья бычки-двухлетки.

Лохматые новоселы

- Герефорды нам очень интересны, - делится впечатлениями начинающий фермер. - Хорошо себя зарекомендовали. Им по душе грубый корм, с удовольствием поедают камыш, которого у нас в округе полно, травы едят больше, чем фуража, что очень выгодно. Холода, гнуса, оводов почти не боятся благодаря густой шерсти и толстой шкуре, они крепкие на ноги при больших перегонах. Выход мяса у них 50-60% от живой массы, у черно-пестрой и симментальской пород - в лучшем случае до 47%. У ценителей мраморной говядины за килограмм мяса герефорда можно выручить свыше 300 рублей против 250 рублей за простую говядину.

Фермер держит коров-симменталок для выкармливания молодняка, постоянно закупает новорожденных бычков и подсаживает к высокоудойным мамкам. Герефорды приносят, как правило, одного теленка, молока у них хватает только на своего малыша, подсадить к ним второго невозможно.

Сегодня в крестьянском хозяйстве Воронова около 350 голов крупного рогатого скота, в том числе 75 коров. Герефорды успешно плодятся второй год. В планах у животновода - пополнить поголовье племенного скота на средства гранта "Семейная ферма", доведя костяк маточного стада мясной породы до сотни голов. Условия здесь жестче, своих средств нужно внести уже не 10, а 40%.

Но сейчас фермеру важнее успеть выкупить коровники и рембазу банкрота, построить новые загоны. Подходящую технику из конкурсной массы уже приобрели. Есть желание взять в лизинг пресс-подборщик и обмотчик рулонов для заготовки сохраняющего витамины сенажа, кун, роторную сенокосилку. И принять на работу односельчан - тремя парами рук уже не управиться.

Опыт плюс знания

Несмотря на засушливый год, Юрий Воронов практически полностью обеспечил свое поголовье кормами. На 800 гектарах своей и арендованной земли (прихватив заливные луга) с осени заготовили фураж и более 1000 тонн сена, еще 36 тонн пришлось в конце марта докупать, теперь до выпасов хватит.

- На моей памяти с 1998 года это четвертый такой год, когда скот недоедал. Минувшим летом от засухи пострадали в основном зерновые, - рассказывает Юрий Воронов. - Мы пшеницы сеем немного, чтобы солярку и запчасти "отбить". В этом году хотим по всем технологиям ее растить, с удобрениями, гербицидами, чтобы добиться хорошей урожайности. Основную же площадь отдаем под овес, ячмень, вику на высокобелковый корм. Вот они-то и не уродились.

Планировали получить

1000 тюков, а взяли только 300. Живем и работаем в зоне рискованного земледелия, рассчитывать на то, что каждый год будет урожайным, не приходится. Надо делать ставку на разнообразие кормов. В этом году хотим посеять суданку. Поголовье растет. На каждую голову только сена нужно заготовить около 50 центнеров.

Юрий мечтает учиться, повышать квалификацию, ведь по профессии он не животновод. Обращаться со скотом учили личное подсобное хозяйство, отец и знакомые ветеринары. До недавнего времени Вороновы дома меньше трех коров не держали, да плюс телята. Первые роды, которые принимал у буренки сам, помнит до сих пор, - бычок большой родился и вырос огромным. И забивать коровку самому приходилось, не скрывает - слеза наворачивалась. Вот и сейчас не представляет, как будет потом сдавать малыша-герефорда Мишку, которого сам принимал и выкармливал из соски. "Это просто работа, привыкаешь", - констатирует Юрий.

Работа отнимает все свободное время. Юрий Леонидович признается, что при всей любви к рыбалке снасти не разматывал уже лет пять.

- Отдохнул немного на озере, когда родня приезжала. У нас много родных и по матери, и по отцу. Только малым кругом собрались 25 человек. Вот это и была отдушина-передышка. Хоть наговорились. Очень не хватает общения. С коровой не поговоришь за жизнь, с трактором тоже, - провожая меня, смеется мой собеседник.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх