Как сочиняются стихи и что нужно, чтобы книгу полюбили читатели
Детская писательница Ольга Кан выпустила в рамках издательского конкурса "Сделано на Алтае" уже вторую книгу стихов. Первая называлась "УХ ТЫ", а вторая - "Зеленка, или Все мамы летают".
Писательница рассказала нам о том, как сочиняются стихи и что нужно, чтобы книгу полюбили читатели.
- Ольга, когда вы начали писать стихи?
- Раньше я работала учителем начальных классов. Когда ушла из школы, появился какой-то вакуум внутри меня, его нужно было чем-то заполнить. И я начала перелопачивать детскую литературу, читала все подряд, анализировала. Поняла, что могу создавать короткие истории со "вспышкой" в конце. Сначала стихи получались длинные, занудные, нравоучительные. Но со временем это прошло, произведения обрели нужную мне форму и содержание.
- Кто был вашим первым критиком?
- Первые наброски я показывала семье, но меня не критиковали. Говорили, как все здорово. Потом я стала сама себя редактировать, сравнивать с другими детскими писателями. Во мне сидит жесткий критик. Многие стихотворения уходят в мусорную корзину, а когда вижу, что написала что-то стоящее, я горжусь собой. Главный тест на то, хороший я писатель или нет, прохожу, когда посылаю свои стихи в детские журналы и издательства. Первые, еще сырые работы я отправила в журнал "Миша", и через три дня главный редактор Нина Грозова мне написала, что опубликует их. Эта женщина стала для меня самой настоящей феей, которая исполняет желания. Сейчас я сотрудничаю сразу с несколькими детскими журналами. Недавно меня напечатали в "Мурзилке", этот журнал - бренд России. Публикуюсь в изданиях с тиражом 200-250 тысяч экземпляров, в таких как "Саша и Маша", "ПаниМашка" и другие. А недавно мне написали из парижского журнала для эмигрантов "Ключ".
- Должен ли детский писатель сам быть немного ребенком?
- Не могу себе позволить этого. Большую часть времени я работаю в другой сфере деятельности. Современному писателю по-другому нельзя. Чистое творчество мало кто может себе позволить. Я не пишу каждый день. Стихи, книги - это хобби, к которому я очень серьезно отношусь. Например, в моей второй книге 75 стихотворений, я их копила семь лет. И чтобы они дошли до моего читателя, пришлось продумывать все до мелочей: оформление, маркетинг и так далее.
- Какова концепция вашей новой книги?
- В детской литературе все темы разобраны, выручает только необычный взгляд на вещи. В каждом стихотворении должна быть какая-то изюминка. Либо форма интересная, либо содержание. Зацепляешься за какой-то образ, за воспоминание... Был период, когда я договорилась с детским садом, чтобы понаблюдать за детьми. У меня есть стихотворение "Обиделась". Оно из наблюдений родилось. Девочка сидит на стульчике в детском саду и говорит: "А я буду сидеть одна, как глупая". И сразу все про нее придумалось.
Некоторые стихи автобиографичны. Например, "Зеленка, или Все мамы летают" родилось из воспоминаний детства. Когда я была маленькой, доставала мамины платья, наряжалась, красила губы помадой. Как только время подходило к семи часам вечера, я все прибирала и ждала маму с работы. Стоило ей появиться, как она тут же говорила: "Ты опять брала мои вещи". Я у нее спрашивала, как она узнала, а она мне отвечала: "Я мимо летаю каждый день".
Много стихов в этой книге про движение вперед, о том, что нужно принимать решение. Они были написаны в период, когда я сама меняла свою жизнь, уезжала в Москву. Люблю все новое.
Долго искала художника для своей книги, чтобы он смог передать образы моих героев. Им стала московская художница Марина Кириллова. У нее все персонажи такие же круглые, как мои стихотворения.
- Над чем сейчас трудитесь?
- Я работаю с композитором из Екатеринбурга Альбиной Мурадымовой, нашла ее через соцсети. Отправила ей рукописи стихов, она три месяца не отвечала, а затем прислала мне мелодии на восемь стихотворений. Получились замечательные песни. Когда мне начинают говорить, что сейчас ребятишки не слушают детские песни, а только Моргенштерна, я спорю. Дети способны воспринимать разную музыку: утром они играют Баха, вечером слушают Моргенштерна, а в обед - "Руки Вверх!". И когда я включаю свои песни, они начинают двигаться, подпевать, а значит, я иду в верном направлении.
Что ж, мы будем ждать новых стихов и песен Ольги Кан, чтобы снова погрузиться в удивительный мир детства.