Новости и события » Общество » 20 лет прошло с дня ввода отряда алтайской милиции в Северо-Кавказский регион

20 лет прошло с дня ввода отряда алтайской милиции в Северо-Кавказский регион

20 лет прошло с дня ввода отряда алтайской милиции в Северо-Кавказский регион

В этом году отмечается 20-летие ввода отряда алтайской милиции в Северо-Кавказский регион - Шалинский район, где наши земляки выполняли служебные задачи с 2001 по 2017 год. Полковник милиции в отставке Сергей Ефимов делится с читателями "АП" воспоминаниями о том, как это было.

Борьба с сепаратистами

Войну в Чечне многие государственные деятели называют чаще всего конфликтом, восстановлением конституционного строя, борьбой с сепаратистами за сохранение территориальной целостности государства, контртеррористической операцией... Но термины не так важны, ведь там гибли люди, происходили частые боестолкновения с бандитами, незаконными вооруженными формированиями, подрывы техники, обстрелы, взрывы. Для тех, кто оказался в таких условиях, это была самая настоящая война.

Первый отряд алтайских милиционеров выехал на Северный Кавказ в декабре 1993 года, когда разгорелся осетино-ингушский конфликт. А через год началась вторая чеченская кампания. С тех пор наши отряды и находятся там - в разных количествах, составах, объектах и точках.

Комплектование Временного отдела внутренних дел в Шалинском районе было возложено на два региона - Кировскую область и Алтайский край. Кировские милиционеры приступили к работе в 2000 году. Их командировка длилась один год.

В 2001 году был сформирован первый отряд из алтайских сотрудников правопорядка как Временный отдел внутренних дел Шалинского района Чеченской Республики. Он поехал на смену кировчанам.

- Пройдя необходимую подготовку по выживанию в боевых условиях, экстремальных ситуациях в учебном центре УВД, экипировавшись как положено, получив оружие, боеприпасы, 7 февраля 2001 года мы отправились на Северный Кавказ из Барнаула на поезде, - вспоминает Сергей Ефимов. - 12 февраля прибыли на станцию Моздок. Это Республика Северная Осетия - Алания. Там уже наши вагоны были перецеплены к бронепоезду, и мы продолжили путь на Ханкалу, затем на Гудермес, где нас ожидала колонна автомобилей. Было уже темно, когда наш отряд из 350 человек выехал в Шали. По дороге услышали автоматную стрельбу. Получив по радиостанциям команду "Все из машин!", оказались в кюветах. До сих пор помнится то неопределенное состояние - темно, стрельба, луна... Тогда обошлось без потерь. Но каждый из нас уже ощутил на себе тревогу Северного Кавказа...

До пункта временной дислокации в Шали отряд добрался уже ближе к полуночи. Здание со следами обстрелов и взрывов показалось мрачным. Даже окна были заложены мешками с землей с щелями для стрельбы. На крыше - крупнокалиберная зенитно-пулеметная установка. Кругом - окопы, по всему периметру - мины и сигнальные ракеты, автомобили и бронетехника со следами подрывов и обстрелов.

- Мы резко ощутили, что все гораздо серьезнее, чем мы представляли, - говорит Сергей Иванович.

Рискуя жизнью

Наши сотрудники правопорядка приехали в Чечню, чтобы навести конституционный порядок, защитить местных мирных жителей. Без боевых действий и военных специальных операций по поиску, выявлению и уничтожению бандформирований, членов НВФ это сделать было невозможно.

В селах района Автуры, Агишты, Белгатой, Герменчук, Дуба-Юрт, Чири-Юрт, Мескер-Юрт, Новые Атаги, Сержень-Юрт были организованы поселковые отделения милиции.

В 2001 году все 12 месяцев действовал Временный отдел внутренних дел в Шалинском районе. Четыре состава находились там, по 350 человек каждый.

Особая нагрузка легла на бойцов специальных отрядов и отдельного батальона патрульно-постовой службы. Служили в условиях реального риска для жизни и здоровья. Тогда и проявлялись героизм, мужество, отвага, смелость, стойкость. И это не громкие слова, за ними десятки погибших, сотни раненых, контуженых наших бойцов...

- Охватывало такое чувство обиды и досады, когда не удавалось избежать гибели товарищей! - говорит Сергей Ефимов. - Вспоминаю, например, как при выходе из Чири-Юрты наша колонна подорвалась на фугасе, а потом подверглась обстрелу. Атаку мы отразили, но трое наших товарищей получили смертельные раны. Это было за три дня до окончания той самой первой командировки...

За всю кампанию в Чечне погибли 32 наших земляка, из них 11 - в Шалинском районе. В боевых схватках более 250 бойцов получили ранения и контузии. Некоторые из них были вынуждены покинуть службу в милиции из-за последствий ранений.

Память священна

- Память с годами имеет свойство не только сохранять что-то, но и, к сожалению, терять, как это ни грустно, - размышляет Сергей Ефимов. - Я долго думал, нужно ли нам помнить службу на Северном Кавказе, где мы работали в экстремальных ситуациях, теряли своих товарищей, рисковали жизнями, где каждый день мог оказаться для нас последним. Тяжелые воспоминания... Некоторые коллеги говорили о том, что лучше забыть эти командировки. Но большая же часть считает, что нужно помнить, ведь это школа мужества, испытаний, героизма и патриотизма для всех, кто был там. Мы живые свидетели того, что не каждый прошел ее, кто-то не выдерживал, ломался, срывался. Некоторых из наших товарищей возвращали к месту службы на Алтай. И не потому, что они оказались слабыми, а просто война не для всех.

Решив сохранить память, Сергей Ефимов написал книгу о ветеранах и участниках боевых действий, которые находились в служебных командировках в Шали Чеченской Республики. Называется она "Шалинский синдром", вышла в двух томах.

Готовится очередной, третий том - "Командировка на войну" обо всех других сотрудниках милиции и полиции Алтайского края. Тех, кто прошел горячие точки Афганистана и Северного Кавказа.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх